Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

«Современные подходы в работе
с одарёнными детьми»

Тематический педсовет
Заместитель директора по УД
Популовских М.Г.

Несколько вопросов
• Что такое одарённость?
• Как можно (и можно ли вообще) измерить
детскую одаренность?
• Может ли быть одаренным неуспевающий
ученик?
• Нужно ли помогать одаренным детям?
• Может ли талант пробиться в жизни сам?

Немного теории
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином
виде деятельности.

Немного теории
Какого же ребёнка считать одарённым?
Вообще существует две крайние точки зрения:
1 Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
В настоящее время одарёнными принято считать:
• детей с интеллектом выше среднего;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности
(юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая
одаренность).

Немного теории

•
•
•

•
•
•
•

Виды одаренности:
По виду деятельности
Интеллектуальная одаренность различных видов
Коммуникативная (социально-личностная, лидерская)
Художественно- эстетическая (хореографическая, изобразительная,
музыкальная, литературно-поэтическая)
Духовно-ценностная (одаренность, которая проявляется в создании
новых духовных ценностей и служении людям)
Практическая (одаренность в ремеслах, спортивная и
организационная)
По форме проявления
Явная
Скрытая

Немного теории

Степень одаренности
!Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями
(Гениальность – это наибольшее проявление творческого потенциала
личности относительно остальных людей, наивысшая степень
одаренности в чем-либо).Это самая малочисленная группа, к которой
относят не более одного человека на десять тысяч.
!Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно
2-3 %. (Талант – это очевидная способность человека к чему-либо,
которую могут отточить время и опыт).
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная
одаренность.
!Третья — собственно одаренные (15-25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Немного статистики
Примерно пятая часть младших школьников может быть отнесена
к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой
для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%
детского поколения действительно проявляют себя как одаренные.
Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными
способностями – 15 -16%, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5
одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не
означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и
совершенствоваться в дальнейшем.
«По сведениям государственного информационного ресурса, на 1
января 2019 г. число одаренных детей составляло более 119 тыс.
человек. На 1 апреля - уже более 164 тыс. человек».

Работа с одаренными детьми
• Работа классного руководителя( наблюдение, проведение
первичной диагностики);
• Работа педагога- психолога(проведение психологической
диагностики);
• Работа родителей(поддержка и помощь );
• Работа ПДО(развитие способностей)

Тест Торренса

Тест Торренса

https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensadiagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

Методика «Шкала Прогрессивных матриц»
Д.Равена

Методика «Шкала Прогрессивных матриц»
Д. Равена

Документация

Карта развития одаренного ребенка
учащегося: Цыбенова Бэлигма
2. Состав семьи, ее структура: полная семья
3. Жилищно-бытовые условия: благоустроенная квартира
4. Взаимоотношение в семье: доверительные, теплые
5. Культурный уровень семьи: высокий
6. Воспитательный потенциал семьи: высокий, родственники уделяют большое внимание обучению,
развитию ребенка как в школе, так и дома
7. Характер ребенка: лидер
8.Качества личности: доброжелательная, ответственная
9. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом и уважением
10. Учебная деятельность (успеваемость): имеет положительные отметки по всем предметам
11. Посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины
10. Участие в делах класса: активное
План работы с одаренным ребенком
Индивидуальная работа
Задание и темы

Обсуждение
индивидуальной
программы
Диагностическая
работа по
определению уровня
обучаемости по
английский язык
Участие в предметных
олимпиадах и
конкурсах
Подготовка научной
работы для участия
НПК
Участие в НПК

Планирование работы
на лето, составление
списка литературы

Формы

Сроки
проведения
Урочные и внеурочные мероприятия
1 четверть
Выработка совместных действий по
сентябрь
индивидуальной программе 2017-2018
гг.
Определение уровня обучаемости
ноябрь
развития ОУУН

Подготовка команды
2 четверть
Развитие умений работать с
источниками, углубление знаний по
предмету
3 четверть
Развитие умения выступать на публике,
отстаивать свою точку зрения, вести
научный спор
4 четверть
Формирование навыка самостоятельного
планирования деятельности

Конечный результат
2014 – 2015 гг.
Индивидуальная
программа по
выбранному предмету
Высший уровень
развития

декабрь

декабрь

Январьмарт

Написание научной
работы
Развитие мотивации
поиска новых знаний

Май

Вовлечение в коллективную деятельность
Занятость в свободное время
Досуг по интересам

Поручения
Член самоуправления

Участие в мероприятиях
Оформление праздников

Кружки

Помощь в организации питания
класса

Классные конкурсы, школьные
конкурсы

Анкета

Предлагаем личностные и деловые качества ,которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте
«+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
• Дисциплинированный.
• Неровно успевающий.

• Организованный.
• Выбивающийся из общего темпа.

• Эрудированный.
• Странный в поведении, непонятный.

• Умеющий поддержать общее дело.
• Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

• Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
• Занятый своими делами (индивидуалист).

• Быстро, “на лету” схватывающий.
• Не умеющий общаться, конфликтный.
• Общающийся легко, приятный в общении.
• Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
• Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
• Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Анкета

Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий
обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют
одаренных детей.
Психологи отмечают проблемы одаренных детей:
1.Неприязнь к школе.
2. Игровые интересы.
3. Конформность (отрицание стандартных требований)
4. Погружение в философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
6. Стремление к совершенству.
7. Ощущение неудовлетворенности.
8. Нереалистические цели.
9. Сверхчувствительность.
10. Потребность во внимании взрослых.
11. Нетерпимость.

Работа
с
педагогами
Назовите формы работы с
одаренными детьми:

Рекомендации
1.

Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества,
профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной
программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.
Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания
к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также
используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3.
В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу с
«сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных
учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки
повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими
нестандартного мышления.
4.
Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им
выступать в роли оппонентов.
5.
Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать
проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения
проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои
умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого
мышления.

Спасибо за внимание !


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».