Кретериальное оценивание(методические рекомендации)

Критериальное оценивание

С 2019 года МАОУ СОШ № 171 – вошла в состав ШНОР( школы с
низкими образовательными результатами). ИРО проводит ежегодно
мониторинги образовательных результатов. Изучают результаты
ВПР, ОГЭ,ЕГЭ, PIZA – процедуры, которые показывают качество
образования.

С 2022 года МАОУ СОШ № 171 – попала в проект 500 + . Данная
программа реализуется в рамках национального проекта
«Образование» и
предусматривает поддержку конкретных школ с низкими
образовательными результатами,
выявленных на основании специально разработанной методики.
Школа описывает изменения, которые ей предстоит совершить
в
виде конкретных задач.

Система оценивания – это самое первое, что
необходимо изменить, чтобы повысить качество
образования.
Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к
выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его
объективность.
Вроде все понятно и просто. Но на практике возникает
достаточное количество проблем при проведении оценивания
качества знаний обучающихся.

Проблемы в оценивании
• Недостаточная разработанность критериев и методов
оценивания. Новые образовательные цели не проверяются
старыми контрольно-измерительными материалами.
• Весьма условное обозначение результатов обучения: знания,
умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой
однозначной количественной формы выражения. Традиционная
фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие
требованиям.
• Игнорирование учителем условий работы в классе.
• Субъективизм учителя по отношению к обучающимся

Требования к оцениванию по ФГОС
• отражать степень достижения обучающимися учебной цели, фиксировать допущенные ошибки,
указывать на их причины, способствовать преодолению ошибок;
• быть инструментом адекватной педагогической оценки и средством самооценки учащегося,
помогать ученику самостоятельно применять оценочные критерии, анализировать причины неудач
и понимать условия достижения успеха;
• характеризовать разные стороны учебных достижений школьника, акцент с оценки знаний должен
быть смещен на оценку результатов учебной деятельности, предметом оценивания должны стать
учебные действия и их результаты;
• учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, быть ориентированными на
зону ближайшего развития ребенка;
• быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и
доверии;
• должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика.

Что делать, чтобы оценивание носило
компетентностный характер ?
• Оценивать не только предметное знание, но и
метапредметные результаты (работа в группе,
умение строить монологическое высказывание,
самостоятельность и т.п.).
• Важно оценивать предмет не на уровне
воспроизведения, а на уровне анализа, синтеза,
сравнения.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных
достижений обучающихся с четко определенными, коллективно
выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,
соответствующими целям и содержанию образования, способствующими
формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Виды критериального оценивания
Формирующее оценивание(текущее)
текущая внутренняя оценка
учебных достижений,
сбор информации о процессе
обучения учащегося.
оценка применяется для
получения данных о текущем
состоянии для определения
ближайших шагов в
направлении улучшения

Констатирующее(итоговое) или суммарное
внешняя оценка образовательного
результата, достигнутого
обучающимся, проводится с
целью обозначить достигнутый
обучающимся уровень овладения
знаниями, умениями, навыками и
ключевыми компетенциями.
оценка применяется для
определения количества
изученного материала за
пройденный период

Практическая значимость критериального оценивания
• Оценивается только работа учащегося.
• Работа обучающегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно
выполненной работы, который известен заранее;
• Обучающемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по
которому он сам может определить уровень своей работы и
информировать родителей;
• Оценивают у обучающихся только то, чему учили, так как критерий
оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет
Учителям:
• Разработать критерии,
способствующие получению
качественных результатов обучения.
Иметь оперативную информацию Обучающимся:
для анализа и планирования своей
• Использовать многообразие стилей
деятельности.
обучения, типов мыслительной
деятельности и способностей для
• Улучшить качество преподавания.
выражения своего понимания.
• Выстраивать индивидуальную
• Знать и понимать критерии
траекторию обучения каждого
оценивания для прогнозирования
ученика с учетом его
результата, осознавать критерии
индивидуальных особенностей.
успеха.
• Использовать разнообразные
• Участвовать в рефлексии, оценивая
подходы и инструменты
себя и своих сверстников.
оценивания.
•

•

Вносить предложения по
совершенствованию содержания
учебной программы.

• Использовать знания для решения
реальных задач, выражать разные
точки зрения, критически мыслить.

Родителям:
• Получать доказательства уровня
обученности ребенка.
• Отслеживать прогресс в обучении
ребенка.
•

Обеспечивать ребенку поддержку в
процессе обучения.

При ознакомлении с данной технологией вы встретитесь со следующими понятиями

Рубрика - Критерий – Дескриптор
Рубрики показывают, зачем ребенок учится
Критерии показывают, чему он должен научиться
Дескрипторы показывают, как он сможет достичь наилучшего результата

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний обучающихся по изученной
теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и
содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень
различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы
и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию
(последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего
результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше
достижение – тем больше балл по данному критерию.

Что еще важно?
Все КИМы должны быть кодифицированы с помощью
универсальных кодификаторов для процедур оценки качества
образования расположенные на сайте:
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko

Кодификатор элементов содержания
для составления контрольных измерительных материалов
по математике в 5 классе.
Кодификатор элементов содержания по математике
составлен на основе Обязательного
минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки
выпускников основной школы (Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении
федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089).
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код
элементов содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код блока
содержания

Код
контролируемого
содержания

1.
1.1
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
1.2.4
1.2.5
1.3
1.3.1
1.3.2
1.4
1.5
1.5.1
1.5.2
1.5.3
1.5.4.
1.6
1.6.1
1.6.2
1.6.3
1.7.
1.7.1

2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.2.7
2.2.8
2.3

Натуральные числа
Сложение и вычитание натуральных чисел
Свойства сложения и вычитания натуральных чисел
Переместительное свойство
Сочетательное свойство
Свойство нуля
Свойство вычитания суммы из числа
Свойство вычитания числа из суммы
Буквенные выражения
Упрощение буквенных выражений
Нахождение значений буквенных выражений
Умножение и деление натуральных чисел
Свойства умножения натуральных чисел
Переместительное, сочетательное свойства
Распределительное свойство умножения относительно
сложения и вычитания
Свойство нуля и единицы
Порядок действий
Степень числа. Квадрат и куб числа.
Таблица квадратов натуральных чисел от 1 до 9
Таблица кубов чисел от 1 до 5
Степень числа 10
Измерения, приближения, оценки

Единицы измерения длины, площади, времени, скорости
Дробные числа
Обыкновенные дроби
Сравнение дробей
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание смешанных чисел
Десятичные дроби
Сравнение десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение на 10, 100, 1000 …
Умножение на 0,1; 0,01; 0,001 …
Деление десятичных дробей
Деление на 10, 100, 1000 …
Деление на 0,1; 0,01; 0,001 …
Среднее арифметическое


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».