АРП УО Рисование 4 класс 24-25 уч г. МАОУ СОШ №171

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ВАРИАНТ 9.1)

РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
4 класс

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную
сферы,
способствуют
формированию
личности
ребенка
с
интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит активное
накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается
наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются
исправлению недостатки развития наглядного мышления. Проводимые на уроках
изобразительной деятельности многочисленные упражнения в значительной мере
развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным
движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
•
наглядно-действенный характер содержания образования;
•
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
•
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
•
необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых
обществом норм поведения;
•
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и
нарушениями;
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
•
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы: формирование способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
-развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов
познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;
-формирование практических умений в разных видах художественно
изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
-воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы
в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4
классе
Декоративное рисование

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора
(повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать
осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы
оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой
формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и
треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских
предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения
определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры
светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких
предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном
порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных
картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный уровень:
•
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
•
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного
искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
•
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь. организация
рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
•
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
•
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;
•
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа,
размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:
•
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
•
знание название некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание
основных
особенностей
некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
•
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
•
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения
орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
•
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);знание
способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
•
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
•
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
•
применение разнообразных способов лепки;
•
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование»,
относятся:
•
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
•
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
•
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию
(красиво/некрасиво);
•
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений
в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной
деятельности;
•
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности
с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению
правил личной гигиены и безопасного труда;
•
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
•
проявление доброжелательности,эмоционально-нравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания
удачам/неудачам одноклассников;
•
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной
деятельности;

•
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных
навыков и накоплению общекультурного опыта;
Учебно – методический комплект
4 класс
- Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» - образовательная область
«Искусство».
Согласно учебному плану маоу сош №171 на изучение предмета «Изобразительное
искусство» отводится: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Календарно-тематическое планирование
№№

Тема урока

Кол-во
уроков

Содержание

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой
конструкции
Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Ориентироваться на плоскости листа бумаги;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Рисование по
памяти после проведенных наблюдений
Знание видов аппликации (предметная, сюжетная); Умение обращаться за
помощью, принимать помощь;
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений
Различать и называть цвета;
Умение организовать своё рабочее место;
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги
Знать способы работы по мокрой и сухой бумаге
формирование мотивации к творческому труду; Рисование красками и
кистью по мокрой и сухой бумаги
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
и направление штрихов
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;

1 четверть. 8 часов
1

Рисование с натуры листьев

1

2

Рисование на тему «Деревья осенью»

1

3

Рисование на тему «В деревне»

1

4

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на 1
ветру»

5

Приёмы работы красками и кистью

6

Техника рисования
Изображение неба.

7

Раскрашивание осенних листьев акварелью 1
по мокрой бумаге.

8

Беседа на тему: «Как и о чём создаются 1
картины»

по

мокрому

1
листу. 1

Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой.

2 четверть, 8 часов
1

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, 1
машины»

Знание видов аппликации (предметная, сюжетная); Формирование
положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений

2

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, 1
машины»

3

Аппликация: «Овальная салфетка»

4

Декоративное
рисование:
«Полотенце» 1
(элементы узора – листья, цветы)

5

Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка
«Лошадка»

6

Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. 1
Следы на снегу»

7

Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед 1
Мороз у ёлки»

8

Аппликация с дорисовыванием:
«Неваляшка»

В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений
Ориентировка в пространстве листа;
Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Изготовление
аппликации "Овальная салфетка"
Передавать в рисунках основную форму предметов; Воспитание
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Составление декоративного узора
Применение приемов лепки
Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Знакомство с
понятием каргополская игрушка
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки
Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Елки в зимнем
лесу"
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
и направление штрихов
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему: "Дед Мороз у елки"
В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; умение
организовать своё рабочее место;
Рисование аппликации "Неваляшка"

1

1

1

3 четверть, 10 часов
1

Аппликация с дорисовыванием: «Мишка»

1

2

Аппликация с дорисовыванием:
«Чебурашка»

1

3

Зарисовка игрушек по выбору

1

4

Раскрашивание игрушек акварелью

1

5

Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой» 1

6

Лепка фигуры человека в статической позе

1

7

Рисование фигуры человека

1

В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
умение обращаться за помощью, принимать помощь; Рассматривание
иллюстраций, дорисовка аппликации "Мишка"
Использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Рассматривание иллюстраций, дорисовка аппликации "Чебурашка"
Передавать в рисунках основную форму предметов; воспитание
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Свободное рисование
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки.
Умение обращаться за помощью, принимать помощь; Раскрашивание
игрушек акварелью
Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
Беседа, просмотр презентации, видеофильма
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела Адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную
реакцию (красиво/некрасиво);
Просмотр презентации, лепка фигуры человека
Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
Рисование фигуры человека

8

Рисование с натуры «Ваза с цветами»

1

Рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого
объекта
Умение организовать своё рабочее место;
Творческая работа, рисование с натуры
Рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого
объекта;
формирование мотивации к творческому труду; Рисование с натуры
машинки-игрушки

9

Рисование с натуры машинки-игрушки

1

10

Рисование акварелью «Сказочные цветы»

1

Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
Формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников;
Рисование акварелью

1

Знание основных особенностей некоторых материалов, Используемых в
рисовании, лепке и аппликации
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства. Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров».
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки
Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. Рисование
элементов росписи посуды Гжель
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
и направление штрихов
Умение обращаться за помощью, принимать помощь;
Рисование кисть праздничного салюта
Применение приемов лепки
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Лепка
бабочки

4 четверть, 8 часов
1

Знакомство с гжельской росписью

2

Рисование элементов росписи посуды Гжели 1

3

Рисование кистью «Праздничный салют»

1

4

Лепка предметов симметричной формы
«Бабочка»

1

5

Лепка предметов симметричной формы
«Стрекоза»

1

6

Аппликация: «Сказочная птица»

1

7

Мастера народных промыслов

1

8

Рисование на свободную тему

1

Применение приемов лепки
Адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую
эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
Лепка стрекозы
Ориентировка в пространстве листа;
Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
Творческая работа "Сказочная птица"
Передавать в рисунках основную форму предметов;
Умение организовать своё рабочее место; Знакомство с мастерами
народных промыслов
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
и направление штрихов. Приобщение к культуре общества, понимание
значения и ценности предметов искусства; Рисование на
свободную тему, защита своего рисунка. Практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».