РП по учебному предмету "Информатика. Базовый уровень" для обучающихся 10-11 классов 2022 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Информатика» (базовый уровень).
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
1)
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
2)
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
3)
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4)
владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной специализации;
5)
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах
хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним,
умений работать с ними;
6)
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7)
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

определять информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;

строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;

находить оптимальный путь во взвешенном графе;

определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

узнавать
изученные
алгоритмы
обработки
чисел
и
числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и

понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;

выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;

использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;

понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);

использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в
ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;

использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную
базу данных;

создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;

применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;

строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;

понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках
задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; – использовать навыки
и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и
отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;

применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих
в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;


классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;

понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;

понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений;

создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
2.

Содержание учебного предмета

Введение. Информация и информационные процессы. Роль информации и связанных
с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для
хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики Тексты и кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих
системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции
«импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные
преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной
таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов
(примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического
графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов,
деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись
алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация. Этапы решения задач на
компьютере.Операторы
языка
программирования,
основные
конструкции
языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
 алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);
 алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
 алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т.д.);
 алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов
данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия
элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или

наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных
данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование. Представление результатов моделирования в виде,
удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия)
результатов
экспериментов.
Использование сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов. Компьютер - универсальное
устройство обработки данных. Программная и аппаратная организация компьютеров и
компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и
обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды
ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации
в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования
при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и
автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием
сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными. Создание и преобразование аудиовизуальных
объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы. Примеры использования динамических
(электронных) таблиц на практике (в том числе - в задачах математического моделирования).

Базы данных. Реляционные (табличные) базы данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между
таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических
задач.
Автоматизированное
проектирование.
Представление
о
системах
автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования.
Создание чертежей типовых деталей и объектов.
ЭБ-моделирование. Принципы построения и редактирования трехмерных моделей.
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (ЗБ-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение. Машинное обучение решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве. Компьютерные сети. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие вебстраницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет. Расширенный поиск информации в сети Интернет.
Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет.
Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц
и т.п.
Социальная информатика. Социальные сети - организация коллективного
взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема
подлинности
полученной
информации.
Информационная
культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах.
Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
10 класс
Информация и информационные процессы (6 ч)
Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Подходы к измерению информации
Информационные связи в системах различной природы
Обработка информации
Передача и хранение информации
Проверочная работа № 1. «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»
Компьютер и его программное обеспечение (5 ч)
История развития вычислительной техники
Основополагающие принципы устройства ЭВМ
Программное обеспечение компьютера
Файловая система компьютера
Проверочная работа № 2 «Компьютер и его программное обеспечение»

Количество часов

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ИТОГО

Представление информации в компьютере (9 ч)
Представление чисел в позиционных системах счисления
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Представление чисел в компьютере
Кодирование текстовой информации
Кодирование графической информации
Кодирование звуковой информации
Проверочная работа № 3. «Представление информации в компьютере» (урок-семинар или проверочная работа)
Элементы теории множеств и алгебры логики (8 ч)
Некоторые сведения из теории множеств
Алгебра логики
Таблицы истинности
Основные законы алгебры логики
Преобразование логических выражений
Элементы схемотехники. Логические схемы
Логические задачи и способы их решения
Проверочная работа № 4. «Элементы теории множеств и алгебры логики».
Современные технологии создания и обработки информационных объектов (6 ч)
Текстовые документы
Объекты компьютерной графики
Компьютерные презентации
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»
Семинар по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов».
Итоговое тестирование

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34 ч

11 класс
Обработка информации в электронных таблицах (6 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8

Табличный процессор. Основные сведения
Редактирование и форматирование в табличном процессоре
Встроенные функции и их использование
Логические функции
Инструменты анализа данных
Проверочная работа № 1. «Обработка информации в электронных таблицах»
Алгоритмы и элементы программирования 9 (ч)
Основные сведения об алгоритмах
Алгоритмические структуры

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
ИТОГО

Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль
Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
Функциональный подход к анализу программ
Структурированные типы данных. Массивы
Задачи обработки массивов
Сортировка массивов
Структурное программирование
Рекурсивные алгоритмы
Проверочная работа № 2. «Алгоритмы и элементы программирования»
Информационное моделирование 8 (ч)
Модели и моделирование
Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных
Системы управления базами данных
Проектирование и разработка базы данных
Проверочная работа № 3. «Информационное моделирование»
Сетевые информационные технологии 5 (ч)
Основы построения компьютерных сетей
Как устроен Интернет
Службы Интернета
Интернет как глобальная информационная система
Проверочная работа № 4. «Сетевые информационные технологии»
Основы социальной информатики (4 )
Информационное общество
Информационное право
Информационная безопасность
Семинар по теме «Основы социальной информатики»
Итоговое тестирование

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
33 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».