Понятийное мышление - основа успеха обучения в школе
01.09.2025
Понятийное
мышление не является врожденным и не
развивается само по себе, оно начинает формироваться у детей в возрасте
6-7 лет и активно развивается в течение всего школьного возраста, по мере взросления, более
глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний.
Понятийное
мышление помогает видеть суть явлений, находить причины событий, принимать решения и адекватно осознавать их последствия,
а также является важным навыком адаптации и социализации ребенка.
Как развивать понятийное
мышление дома?
1) Давать ребенку небольшие рассказы и
предлагать 2-3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт.
2) Полезно отвечать на вопросы по тексту.
Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать
вопросы, а потом читать.
3) Классифицировать предметы по основному
признаку. Пример: собака, лиса, ёж, слон. Кто «лишний»? Правильный ответ:
собака. Почему? Потому что собака - домашнее животное, а остальные - дикие.
Может быть вариант ответа «ёж» (т. к. он колючий, а остальные - нет). Это
неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета не по
существенному признаку. Как определить существенный признак? Суть признака
всегда одна, т. е. он должен быть постоянным. Пример: у яблока — может меняться
цвет, форма, размер, вкус, но оно всегда будет фруктом.
4) Проводить анализ предметов и событий,
задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего это состоит и для чего
нужна каждая часть. Что необходимо для того, чтобы это событие, явление или
вещь произошли/существовали.
5) Использовать схемы. Схематично можно
объяснять время суток и события, план действий. Или, например, что с собой
взять в гости к бабушке на выходные - одежду по погоде (какая погода может
быть?) и что конкретно надо (обувь, верхняя одежда, нижнее белье); игрушки (для
дома, для улицы).
Чаще задавайте
вопросы ребенку о том, почему он думает именно так, а не иначе. Заставляйте его
размышлять. Только делайте это ненавязчиво. Например, спросите, как он
понял, что был дождь. В идеале нужно получить несколько ответов: деревья за
окном мокрые, кругом лужи и т.п. Ищите разные варианты вместе с ним. И,
конечно, много читайте, чтение – это путь к развитию мышления, причем не
только понятийного.