Рекомендации по формированию адекватной самооценки
01.09.2025
Формирование адекватной самооценки у ребенка
Самооценка — это представление человека о себе, своих
способностях, качествах и значимости. Она развивается постепенно и меняется на
протяжении всей жизни, проходя несколько этапов, соответствующих разным
возрастным периодам:
Раннее
детство (до 6 лет):
Самооценка
ребенка формируется преимущественно на основе оценочных реакций родителей и
близких взрослых. Ребенок воспринимает себя таким, каким видят его окружающие.
Школьный
возраст (6-12 лет):
Появляется
осознание собственных способностей, достижений и успехов в учебе и социальной
среде.
Начинают
формироваться установки относительно собственной ценности, часто зависящие от
оценки сверстников и успешности в обучении.
Подростковый
возраст (12—18 лет):
Для
подростков характерно активное осмысление своего места среди сверстников,
потребность в самоопределении и поиске индивидуальности. Они начинают
критически оценивать собственные способности и достижения, сравнивают себя с
другими.
Неадекватная
самооценка может привести к ряду негативных последствий, которые отражаются на
психологическом благополучии и социальной адаптации человека. Поэтому крайне
важно уже с раннего возраста способствовать формированию адекватной самооценки
ребенка.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки
1. Создание условий для успеха.
Важно давать ребенку задания, соответствующие его уровню
способностей и интересам. Это позволит ему почувствовать успех и повысить
уверенность в собственных силах.
Регулярно отмечайте успехи ребенка, даже самые
незначительные достижения («Молодец, что справился с заданием!»).
2. Формирование положительного образа себя.
Хвалите ребенка искренне и конкретно, подчеркивая конкретные
положительные качества и поступки («Ты хорошо постарался, видишь, как здорово
получилось»).
Избегайте сравнений с другими детьми, сравнивайте только
прошлые и нынешние достижения самого ребенка («Сегодня ты сделал лучше, чем
вчера!»).
3. Поощрение самостоятельности.
Дайте возможность ребенку проявлять инициативу и
самостоятельно решать посильные задачи. Даже если задание выполнено недостаточно
идеально, важно поддержать стремление попробовать еще раз.
Помогайте постепенно формировать чувство ответственности,
поручая небольшие домашние дела или обязанности по самообслуживанию.
4. Поддержка эмоционального благополучия.
Будьте внимательны к эмоциям Вашего ребенка, учитесь
распознавать признаки тревоги, неуверенности или разочарования.
Учите выражать чувства словами, поддерживайте доверительное
общение («Что тебя расстроило?»).
5. Развитие социальных навыков.
Создавайте условия для общения со сверстниками, поощряйте
участие в совместных играх и мероприятиях, помогающих развивать социальные
компетенции.
6. Физическое здоровье и образ жизни.
Организуйте правильный режим дня, включив в него достаточное
количество сна, полноценного питания и физической активности.
Совместные прогулки, игры на свежем воздухе способствуют
укреплению здоровья и повышению уверенности в себе.
Примеры игр на формирование положительных
эмоций и уверенности в себе
Игра «Волшебное зеркало».
Ребенок смотрит в воображаемое зеркало и описывает свои
лучшие черты характера, внешность, таланты и способности. Взрослый поддерживает
положительное восприятие, комментируя каждое высказывание положительно («Да, ты
действительно умеешь рисовать красиво!») и хвалит ребенка за каждую похвалу
самому себе.
Игра «Портрет моих талантов».
Предложите ребенку нарисовать портрет своей мечты или
персонажа, обладающего всеми талантами, которыми хотел бы обладать Ваш ребенок.
После рисования обсудите, какими качествами обладает этот персонаж,
подчеркните, что многие из этих качеств присущи именно вашему ребенку.
Игра «Дерево достижений».
Нарисуйте на листе бумаги дерево без листков. Совместно с
ребенком дорисуйте листочки, на которых будут написаны достижения ребенка
(«Выполнил задание», «Помыл посуду»). Постепенно увеличивайте количество
листвы, радуясь каждому новому достижению.
Игра «Светофор настроения».
Сделайте светофор из бумаги или картона, обозначьте три
цвета: зеленый — хорошее настроение, желтый — тревога, красный — плохое
настроение. Каждый вечер просите ребенка выбрать цвет, соответствующий его
настроению, обсудить причины выбора и подумать, как поднять свое настроение.
Игра «Веселая копилка комплиментов».
Заведите специальную коробку или банку, куда будете
складывать записочки с приятными отзывами о ребенке («Ты отлично помог маме»,
«Спасибо за твою доброту»). Периодически перечитывайте накопленные комплименты
вслух, повторяя, почему они важны и ценны.
Педагог-психолог
Никифорова Елизавета Сергеевна