Ребенок с ОВЗ: взаимодействие с педагогами

01.09.2025

Ребенок с ОВЗ и или трудностями обучения. Взаимодействие с педагогами.

У ребенка есть сложности с поведением, речью, вниманием, запоминанием? Ребенок идет в школу или уже учится там, но с трудом усваивает программу? Предлагаю поговорить о действиях родителей, которые ему помогут.

Образовательный процесс ребёнка включает в себя трёх участников: самого ребёнка, педагогов и родителей.

И каждый из этих участников должен быть включенным и полноправным членом школьной жизни. Даже самый лучший педагог никогда не сможет помочь ребёнку, испытывающему трудности, если родители не будут ему помогать.

Поэтому первый и крайне важный момент для родителей – это необходимость поддерживать связь с учителем ребёнка. Не стоит ждать, когда учитель пригласит Вас, чтобы побеседовать о сложностях ребёнка. Вы не хуже педагога знаете о том, в чем ребёнку трудно. Задавайте учителю вопросы, касающиеся поведения в классе на уроке и на перемене, усвоения программы. Попросите рекомендации, что вы можете делать дома, на что следует обратить внимание. Если же трудности ребенка оказались для Вас неожиданностью, не спешите обвинять педагога в отсутствии внимания к Вашему ребенку. Понаблюдайте как дома ребенок выполняет то, с чем ему сложно в школе и прислушайтесь к рекомендациям учителя, чем можно ему помочь.

Если ребенок неуспешен в школе, если ему трудно усваивать программный материал, то в его образовательный маршрут может быть включена дополнительная коррекционная работа, требования к нему могут быть снижены. Для этого необходимо пройти ПМПК. Хочу такой сайт

Не стоит бояться ПМПК и рисовать в голове страшилки о том, что это перекроет ребёнку дорогу в будущем. ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая призвана разобраться в особенностях ребёнка, его уровне знаний и порекомендовать ему необходимый образовательный маршрут. Это совсем не значит, что вашего ребенка отчислят из той школы, куда он пришел учиться. Это значит, что школьным учителям станет понятнее особенности ребенка, им будет легче (и проще) оценивать его успехи. Рекомендации ПМПК позволят вашему ребенку в школе заниматься с такими специалистами как психолог, дефектолог, логопед без оплаты со стороны родителей.

Кроме школьных занятий, не стоит забывать и о дополнительном образовании. Обсудите с ребёнком и прислушайтесь к мнению, наблюдающих его специалистов (невролог, логопед, психолог, дефектолог) какие виды деятельности интересны и полезны ребенку. Какие коррекционно-развивающие занятия есть в разумной удалённости, которые мог бы посещать ребенок. Иногда, даже обычные кружки принесут пользу с точки зрения коррекции и развития. Но, ребенку с трудностями коммуникации, сложностями групповой работы необходимы занятия в специальной коррекционной группе, где он научится взаимодействию в коллективе. Ребенку, имеющему трудности в развитии речи, чтения, письма необходимы занятия с логопедом.

Крайне важна и медикаментозная поддержка. Таблетками не вылечить особенности развития и поведения. Но медикаменты могут заметно облегчить адаптацию и усвоение материала, смягчить поведенческие особенности. Если у ребёнка есть сложности с поведением и/или усвоением учебного материала, необходимо найти грамотного врача-невролога, который будет наблюдать и сопровождать его, корректировать назначенное лечение и давать рекомендации родителям.

И главное, будьте модератором. Именно Вы заинтересованы в успехах и максимальной адаптации своего ребёнка. Поэтому выстраивайте систему взаимодействия с разными специалистами. Будьте модератором общения школьного учителя и других специалистов, с которыми занимается ребёнок (психолог, логопед, специалист по АВА и т.д.). Предоставляйте педагогам рекомендации и заключения (характеристики) на ребёнка от разных специалистов. Организуйте совместные консилиумы или консультации при необходимости.

 

 Учитель-дефектолог Мягкова Юлия Владимировна.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».