Преодоление тревожности у детей в начале учебного года
01.09.2025
Новый
учебный год – новые тревоги.
Начало учебного года
волнительный и ответственный период в жизни не только обучающегося, но и в
жизни вей семьи.
Три месяца каникул
пролетели как один миг, за который дети не только отдохнули, подросли и
повзрослели, но и сменили режим дня. Отвыкли от расписания, от цикличности
умственных и физических нагрузок, от правил и от отметок.
Любые изменения – всегда
стресс, необходимость адаптации к новым условиям, которые осложняются наличием
входных контрольных работ и отметок за них.
Возвращаются
обязательства и ежедневные уроки, которые в начале года так же приводят к
неприятным ситуациям – разводя ребенка и родителя на разные стороны баррикад. И
чем расслабленнее было лето, тем более напряженное это столкновение интересов.
Многие дети озвучивают
свое нежелание идти в школу, протестуют и чаще всего это связано с излишним
переживаниям перед новой встречей с учителем, с одноклассниками, с новыми
отметками и вообще с необходимостью возвращаться в школу.
Исходя из входной
диагностики обучающихся начального звена, мы выявили высокий уровень тревоги у
обучающихся сопряженный с низкими показателями учебной мотивации и необходимость
сформировать некоторые рекомендации.
Рекомендации
от школьного психолога:
ü Соблюдение
режима дня, режима сна и отдыха.
ü Цифровая
гигиена и контроль контента
ü Качественный
отдых в вечернее время и в выходные дни
ü Налаживание
контакта внутри семьи (настольные игры, совместное хобби, прогулки, чтение и
обсуждение прочитанного)
ü Повышение
ценности получения новых знаний, а не только положительных отметок
В
случае, если этого недостаточно для уменьшения проявлений тревоги советуем
прибегнуть к техникам для уменьшения тревожности.
ü Просто
и эффективно: написать на бумаге то, что вас беспокоит, не нравится, пугает и…
порвать бумагу! В клочья! И выбросить. Это действительно способствует
уменьшению стресса. Предложите детям написать свои страхи/нарисовать на листке
бумаги, а потом порвать и выбросить его вместе со страхом и беспокойством.
ü Поговорите
со своим беспокойством. Нужно дать беспокойству лицо и имя. Дети могут выбрать
куклу или другую игрушку, которая будет олицетворять их стресс — пусть они
поговорят с ней, объяснят, что беспокоиться не стоит, и все будет хорошо.
ü Заняться
йогой. Дети, занимающиеся йогой, укрепляют не только мышцы, но и
стрессоустойчивость. Если вы и ваш ребенок с йогой не знакомы, можно просто
делать упражнения на растяжку, сочетая ее со спокойным медленным дыханием.
ü Некоторым
детям глубокое дыхание и медитация не помогают, а только усугубляют их
состояние. Им нужно делать наоборот — применять физическое усилие. Например, со
всей силы навалиться на стену, напрягая мышцы рук, ног, спины, пресса, считая
до 10. Затем глубоко дышать, считая до 10, и так три раза
Быть другом для своего ребенка, не быть надзирателем и
контролером крайне важно и весьма трудно.
Дружить — это значит уметь распознавать моменты, когда
друг нуждается в вас, и с готовностью помогать ему. Будьте другом вашему
ребенку: выслушайте, о чем он беспокоится, и постарайтесь конкретно помочь и
подбодрить.
Больше общайтесь, расскажите, что беспокоятся все.
Расскажите вашему ребенку о том, что его тревога — это
не что-то из ряда вон выходящее. Очень многие люди, многие дети беспокоятся и
тревожатся каждый день. Ничего страшного в этом нет, можно спокойно обсуждать
эту тему и в компании сверстников. А вместе — ничего не страшно!
А
если вам необходима поддержка и консультация по волнующим вас вопросам – жду
Вас у себя в кабинете. Педагог-психолог начальной школы МАОУ СОШ №171 Чолбышева
Светлана Владимировна