Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 171
г Екатеринбург Верх –Исетский район
620131 г. Екатеринбург, ул. Крауля, 89
тел. (факс) /343/242-73-70 электронная почта: soch171@eduekb.ru
Аннотации к рабочим программам
основного общего образования
МАОУ СОШ № 171
Рабочие программы по предметам Учебного плана на 2023-2024 учебный год
составлены учителями, работающими в 5-9 классах на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, ФОП ООО.
В рабочих программах нашли отражение цели и задачи изучения предмета на уровне
основного общего образования, в них так же заложены предусмотренные стандартом
возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Русский язык
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания
учебного предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Главными задачами реализации учебного предмета «Русский язык» являются:
•
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
•
формирование универсальных учебных действий: познавательных,
регулятивных, коммуникативных;
•
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся;
•
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
•
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
•
совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы.
Программа рассчитана на 732 часа со следующим распределением часов по классам:
5
класс – 175 часов (5 часов в неделю);
6
класс - 210 часов (6 часов в неделю);
7
класс – 140 часов (4 часа в неделю);
8
класс - 105 часов (3 часа в неделю);
9
класс–102 часа (3 часа в неделю).
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс в
2-х ч, Просвещение, 2020-21;
2.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс в
2-х ч, Просвещение, 2020-21;
3.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс в
2-х ч, Просвещение, 2020-21;
4.
Рыбченкова Л.М. Русский язык. 8 класс. - М.: Просвещение, 2020-21;
5.
Рыбченкова Л.М. Русский язык. 9 класс. - М.: Просвещение, 2020-21.
Литература
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Литература» является усвоение содержания учебного
предмета «Литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главными задачами реализации учебного предмета «Литература» являются:
•
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся,
необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
•
развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании
образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной
формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
•
формировать умение читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
•
способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов,
заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
•
способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать
ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
•
научить использовать опыт общения с произведениями художественной
литературы
в
повседневной
жизни
и
учебной
деятельности,
речевом
самосовершенствовании;
•
повысить индивидуальную активность;
•
повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов; расширить
кругозор школьников.
Программа рассчитана на 452 часа со следующим распределением часов по классам:
5 класс – 105 часов (3 часа в неделю);
6 класс - 105 часов (3 часа в неделю);
7 класс – 70 часов (2 часа в неделю);
8 класс - 70 часов (2 часа в неделю);
9 класс–102 часа (3 часа в неделю).
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 ч. –
М.: «Просвещение»;
2.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. В 2 ч. –
М.: Просвещение;
3.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2 ч. –
М.: Просвещение;
4.
Меркин Г.С. Литература. 8 класс. В 2 ч. – М.: Русское слово;
5.
Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. В 2 ч. – М.:
Русское слово.
Иностранный язык (английский)
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» является усвоение
содержания учебного предмета «Иностранный язык (английский)» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования и основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 510 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения/ классам:
5 класс –102 часа;
6 класс – 102 часа;
7 класс – 102 часа;
8 класс – 102 часа;
9 класс – 102 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета «Иностранный язык
(английский)» являются:
•
формировать представления об иностранном языке как средстве общения;
•
расширить лингвистический кругозор обучающихся;
•
обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию обучающихся к
новому языковому миру;
•
развивать личностные качества обучающихся;
•
развивать эмоциональную сферу обучающихся;
•
приобщать обучающихся к новому социальному опыту;
•
развивать познавательные способности;
•
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России и англоговорящих стран, о языке как основе
национального самосознания;
•
развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь,
нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности
•
накопление новых языковых средств, обеспечивающих возможность
общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного
этапа;
•
развитие умения выходить в процессе общения из затруднительного
положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования
синонимов, жестов и т.д.
•
формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в
паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами
для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и
роли, понимать позиции и роли других людей).
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский язык. 5 класс. - М.:
Просвещение;
2.
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский язык. 6 класс. - М.:
Просвещение;
3.
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский язык. 7 класс. - М.:
Просвещение;
4.
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский язык. 8 класс. - М.:
Просвещение;
5.
Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский язык. 9 класс. М.:
Просвещение.
Математика
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «математика» является усвоение содержания учебного
предмета «Математика» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования
Программа рассчитана на 338 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам: 5 год обучения / 5 класс – 168 часов; 6 год обучения /6 класс – 170 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения
образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической
деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического
мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Математика 5 класс, Н. Я. Виленкин, Москва «Мнемозима», 2019-21 год;
2.
Математика 6 класс, Н. Я. Виленкин, Москва «Мнемозима», 2019-21 год.
Алгебра
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «алгебра» является усвоение содержания учебного
предмета «алгебра» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 303 часа, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам: 1 год обучения / 7класс – 102 часа; 2 год обучения /8 класс – 102 часа;
3 год обучения /9 класс – 99 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
1. В направлении личностного развития:
•
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
•
критичность мышления, умения распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
•
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности,
об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
•
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
•
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
•
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
•
умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
•
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
•
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
•
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
•
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
3. В предметном направлении:
•
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
•
создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского
С.А. Алгебра. 7 класс. – М.: Просвещение;
2.
Колягин Ю.М. Алгебра. 8 класс. – М.: Просвещение;
3.
Колягин Ю.М. Алгебра. 9 класс. – М.: Просвещение.
Геометрия
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «геометрия» является усвоение содержания учебного
предмета «геометрия» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 202 часа, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам:1 год обучения / 7класс – 68 часов; 2 год обучения / 8 класс – 68 часов;
3 год обучения / 9 класс – 66 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
1.
В направлении личностного развития:
•
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
•
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного
опыта;
•
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
•
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
•
развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей.
2.
В метапредметном направлении:
•
формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
•
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
•
формирование
общих
способов
интеллектуальной
деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой
для различных сфер человеческой деятельности.
3.
В предметном направлении:
•
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
•
создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Для реализации программы используются учебное пособие: Геометрия 7-9, Л. С.
Атанасян, Москва, «Просвещение», 2021 год.
Вероятность и статистика
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который
входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность»,
«Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 101 час: в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 33 часа
(1 час в неделю).
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает
обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает
навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных
задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для
формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При
изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о
современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы
вероятностного.
Для реализации программы используются учебное пособие: Высоцкий И.Р.,
Ященко И.В. Вероятность и статистика. 7-9 классы. В 2-х ч.- М.: Просвещение.
Информатика
ИКТ
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету информатика является усвоение содержания учебного
предмета информатика и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171
Программа рассчитана на 101 час, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам: 1год обучения / класс – 7 – 34 часа; 2 год обучения / класс – 8 -34 часа;
3 год обучения / класс – 9 -33 часа.
Предмет «Информатика» в 5-6 классах входит в часть, формируемую участниками
образовательных отношений учебного плана МАОУ СОШ № 171 и изучается на ступени
основного общего образования в объеме: 5 класс – 17 часов, 0,5 часа в неделю; 6 класс- 17
часов, 0,5 часа в неделю.
Главными задачами реализации учебного предмета, курса информатика являются:
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. В 2 ч.– М.: БИНОМ;
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. – М.: БИНОМ;
3.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 класс. – М.: БИНОМ.
История
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету История является усвоение содержания учебного
предмета История и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
В основной школе ключевыми задачами являются:
•
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах
развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
•
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому
государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
•
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
•
формирование у школьников умений применять исторические знания в
учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История
России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. –
2020. – № 8. – С. 7–8).
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую
историю России».
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение;
2.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др./ Под ред. Торкунова
А.В. История России. 6 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение;
3.
Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков. 6
класс. – М.: Русское слово;
4.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 7 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение;
5.
Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. – М.:
Русское слово;
6.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 8 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение;
7.
Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс – М:
Русское слово;
8.
Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс – М.:
Русское слово;
9.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. / Под ред. Торкунова А.В.
История России. 9 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение.
Обществознание
Введение в обществознание
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Обществознание» является усвоение содержания
учебного предмета «Обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения
в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся
в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и
осознанию своего места в обществе.
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
•
воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
•
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
•
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
•
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового
возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина;
•
овладение умениями функционально грамотного человека: получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные;
•
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
•
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и
другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
•
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий
в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
1 ч в неделю в 5 классах в рамках курса Введение в обществознание.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание.
6 класс. – Просвещение;
2.
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. 7 класс –
М.: Просвещение;
3.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. Обществознание. 8
класс – Просвещение;
4.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. Обществознание.
9 класс-.: Просвещение.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «ОДНКНР» является усвоение содержания учебного
предмета «ОДНКНР» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на 68 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам:
5 класс – 34 часа;
6 класс – 35 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета, курса ОДНКНР являются:
•
формирование целостной духовно-нравственной личности в ходе освоения
основ духовно-нравственной культуры народов России;
•
формирование социокультурной идентичности путем обогащения
содержания образования на основе сочетания общероссийской и этнокультурной
составляющей, активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну и
народ;
•
развитие познавательной активности и творческих способностей у
обучающихся.
Для реализации программы используются учебное пособие: Виноградова Н.Ф. и др.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5класс Вентана-Граф Москва,
2020.
География
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «география» является усвоение содержания учебного
предмета «география» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Главными задачами реализации учебного предмета «география» являются:
•
создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей
планеты, о специфике природы и населения материков;
•
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие
увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
•
воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к
природе.
Программа рассчитана на 270 часов; 5 класс-34 часа, 6 класс-34 часа, 7 класс- 68 часа,
8 класс-68 часа, 9 класс-66 часов.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География. 5-6 классы. –
М.: Просвещение;
2.
Летягин А.А. География. 6 классы – М.: Вентана-граф;
3.
Душина В.А. География. 7 класс. – М.: Вентана-граф;
4.
Пятунин В.М. География. 8 класс. – М.: Вентана-граф;
5.
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География. 9 класс. – М.:
Просвещение.
Биология
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «биология» является усвоение содержания учебного
предмета «биология» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на:
5 класс (1час в неделю) - 34 часа;
6 класс (1час в неделю) – 34 часа;
7 класс (1 час в неделю) – 34 часа;
8 класс (2 часа в неделю) – 34 часа;
9 класс (2 часа в неделю) – 34 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета, курса «биология»
являются:
•
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
•
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
•
приобретение учащимися умений оценивать жизненные ситуации с точки
зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, а также оценивать экологический
риск взаимоотношений человека и природы.
•
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность
и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле;
•
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное
явление, биология, биосфера, экология, экологические факторы и т.д.;
•
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных
потребностей человека.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Пасечник В. В. Биология. 5- 6класс. Учебник / М.: Дрофа, 2020-21 г;
2.
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс.. – М.:
Вентана-Граф;
3.
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. – М.:
Вентана-граф;
4.
Драгамилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. - М.: Вентана-граф;
5.
Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология. 9 класс. –
Вентана-граф.
Физика
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Физика» является усвоение содержания учебного
предмета «физика» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171
Программа рассчитана:
7 класс - 68 часов, по 2 часа в неделю,
8 класс - 68 часов, по 2 часа в неделю,
9 класс - 102 часа, по 3 часа в неделю.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
•
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний
и опыта познавательной и творческой деятельности;
•
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
•
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Главными задачами реализации учебного предмета, курса «физика» являются:
•
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
•
приобретение
учащимися
знаний
о
механических,
тепловых,
электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти
явления;
•
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное
явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
•
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных
потребностей человека.
Для реализации программы используются учебное пособие: Физика. 7-9 классы.
Учебник (автор А. В. Перышкин) - М.: Дрофа, 2020-21г.
Химия
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Химия» является усвоение содержания учебного
предмета «Химия» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 134 часа со следующим распределением часов по классам:
8
класс - 68 часов (2 часа в неделю),
9
класс–66 часа (2 часа в неделю).
Главными задачами реализации курса являются:
•
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
•
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и
применением веществ;
•
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
•
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для
фактического материала химии элементов;
•
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной
цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте
химических элементов и
в химической эволюции;
•
законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность
управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные
способы производства и охраны окружающей среды о загрязнениях.
•
наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила
науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
•
развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат
интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 8 класс. - М.: Вентана-граф;
2.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 9 класс. - М.: Вентана-граф.
Музыка
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Музыка» является усвоение содержания учебного
предмета «Музыка» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования и основной образовательной программой
начального общего образования МАОУ СОШ № 171
Программа рассчитана на 140 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам: 5класс – 34 часа; 6 класс – 34 часа; 7 класс – 34 часа; 8 класс – 34 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета «Музыка» являются:
•
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к
миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт
поколений;
•
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к
музыкальному самообразованию;
•
развитие
общей
музыкальности
и
эмоциональности,
эмпатии
и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного
вкуса, общих музыкальных способностей освоение жанрового и стилевого многообразия
музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального
языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и
жизни;
•
овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении,
инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с
применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Сергеева П.Т., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс. – М.: Просвещение;
2.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 6 класс. – М.: Просвещение;
3.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 7 класс. – М.: Просвещение.
Изобразительное искусство
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
•
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и
значении художественной деятельности в жизни общества;
•
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
•
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и
преобразования мира;
•
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
•
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
•
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
•
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
•
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
•
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, –
102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно –
прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение;
2.
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство:
Искусство в жизни человека. 6 класс. - М.: Просвещение;
3.
Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство: Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. – М.: Просвещение;
Технология
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Технологии» является усвоение содержания учебного
предмета «Технологии» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и основной образовательной программой
основного общего образования МАОУ СОШ № 171
Программа рассчитана на 305 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения/ классам:
5 класс – 68 часов;
6 класс – 68 часов;
7 класс –68 часов;
8 класс – 68 часов;
9 класс-33 часа.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. 5 класс. – М.: Вентана-граф;
2.
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. 6 класс. – М.: Вентана-граф;
3.
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. 7 класс. – М.: Вентана-граф;
4.
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. 8 класс. – М.: Вентана-граф.
Физическая культура
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Физическая культура» является усвоение содержания
учебного предмета «Физическая культура» и достижение обучающимися результатов
изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 338 часов, со следующим распределением часов обучения
по классам:
5 класс – 68 часов;
6 класс – 68 часов;
7 класс – 68 часов;
8 класс – 68 часов;
9 класс – 66 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета «Физическая культура»
являются:
•
укреплять здоровье, развивать основные физические качества и повышать
функциональные возможности организма;
•
формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт
физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью,
техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
•
осваивать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучать навыкам и умениям в
физкультурно-оздоровительной
и
спортивно-оздоровительной
деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
•
воспитывать положительные качества личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Для реализации программы используются учебное пособие:
1.
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура 5-7
классы. – М.: Просвещение;
2.
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред.
Виленского М.Я. Физическая культура 5-7 классы. – М.: Просвещение;
3.
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура 5-7
классы. – М.: Просвещение;
4.
Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы. - Просвещение;
5.
Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы.-М.: Просвещение.
Основы безопасности жизнедеятельности
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования
является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
• способность построения модели индивидуального безопасного поведения на
основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
• сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
и государства;
• знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8-9
классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 67 часов.
Художественная культура Урала
Рабочая программа по учебному предмету Художественной культуре Урала
разработана на основе национально-регионального компонента Государственного
стандарта (образовательная область «Культура Урала») начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
Цель курса состоит в том, чтобы
•
освоить основы регионально-национальной культуры;
•
используя историко-художественный и нравственный потенциал региона,
создавать условия для национального самоопределения личности;
•
формирование целостного культурного мировоззрения.
Предмет входит в часть учебного плана, формирующуюся участниками
образовательных отношений.
Учебный план МАОУ СОШ№ 171 предусматривает изучение Художественная
культура Урала на уровне основного общего образования в объеме: 5 класс –18 часов, 1
час в неделю, 2-ое полугодие.
Для реализации программы используются учебное пособие: Мурзина И.Я., Кряжева
Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. 5-7 класс. – Екатеринбург:
Сократ.
Мир общественных отношений
Ожидаемые результаты освоения программы курса
«Мир общественных отношений» Основные виды
деятельности обучающихся: знать и понимать
•
о роли права и в жизни человека и общества;
•
о структуре системы права;
•
о Семейном и Трудовом кодексах РФ;
•
-о системе судопроизводства в РФ;
•
о системе мировой защиты прав человека.
Получат опыт:
•
самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников
и анализировать правовые документы;
•
применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути
разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
•
-называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать
содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
•
определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на
разных этапах возрастного становления;
•
анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
•
выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать
результаты, делать выводы;
•
- выделять противоречия, лежащие в юридической области;
Обучающиеся научатся:
•
- объяснять роль права в жизни общества;
•
- характеризовать систему российского законодательства.
Учебный план МАОУ СОШ№ 171 предусматривает изучение предмета на уровне
основного общего образования в объеме: 9 класс –18 часов, 1 час в неделю, 2-ое полугодие.
История Урала
Рабочая программа по учебному предмету История Урала разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с использованием примерной основной образовательной программы
основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического комплекта И.С. Огоновская, В.А.Шкерин. История Урала.
Изучение истории на ступени среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей: образование, развитие и воспитание школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
История как учебная дисциплина предметной области обществознание
обеспечивает:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоиндефикации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
• овладение умениями применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми современном
обществе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому
государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и нардами, в духе
демократических ценностей современного общества;
Предмет «История Урала» входит в часть, формируемая участниками
образовательных отношений учебного плана МАОУ СОШ № 171, и изучается на ступени
основного общего образования в объеме: 6 класс- 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Финансовая грамотность
Задачи реализации учебного курса «Финансовая грамотность»:
•
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области
финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в
современном мире, роли государства в обеспечении финансовыхотношений, социальной
защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего
пенсионного обеспечения;
•
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в
подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым
технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности,
ориентированной на получение доходов освоение комплекса умений по обеспечению
финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернетсервисов, антикоррупционного поведения;
•
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области
финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в
экономической жизни общества, семьи;
•
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и
другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
•
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений
для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные связи с
учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика», «География».
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Финансовая
культура», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе):
7 класс — 34 ч;
8 класс – 34 ч;
Учебный курс реализуется в зависимости от возможностей образовательных
организаций.
Немецкий язык
Задачи изучения предмета немецкий язык:
1)
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка,
воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами;
2)
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и
личностным, социальным и профессиональным ростом;
3)
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение,
аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и
самореализации;
4)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к
нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Финансовая
культура», — 68 ч (один час в неделю в каждом классе): 7 класс — 34 ч; 8 класс – 34 ч.
Учебный курс реализуется в зависимости от возможностей образовательных
организаций.