Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 171
г Екатеринбург Верх –Исетский район
620131 г. Екатеринбург, ул. Крауля, 89
тел. (факс) /343/242-73-70 электронная почта: soch171@eduekb.ru
Аннотации к рабочим программам
начального общего образования
МАОУ СОШ № 171
Рабочие программы по предметам Учебного плана на 2023-2024 учебный год
составлены учителями, работающими в 1-4 классах на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, ФОП НОО.
В рабочих программах отражены цели и задачи изучения предмета на уровне начального
общего образования, в них так же заложены предусмотренные стандартом возможности
формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Русский язык
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания
учебного предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной
программой начального общего образования МАОУ СОШ № 171
Программа рассчитана на 675 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения/классам:
1 год обучения – 165 часов;
2 год обучения - 170 часов;
3 год обучения – 170 часов;
4 год обучения - 170 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета «Русский язык» являются:
•
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•
формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике
(состав слова), морфологии и синтаксисе;
•
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
•
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя:
1.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Русский Язык. Азбука. 1 класс. –М:
Просвещение, 2021.
2.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык: Учебник: 1-4 класс:
В 2 ч.–М: Просвещение, 2021.
Математика
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Математика» является усвоение содержания учебного
предмета «Математика» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования и основной образовательной программой
начального общего образования образовательной МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 540 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения/классам:
1 год обучения – 132 часа;
2 год обучения - 136 часов;
3 год обучения - 136 часов;
4 год обучения - 136 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета «Математика» являются:
•
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
•
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
•
развитие пространственного воображения;
•
развитие математической речи;
•
формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
•
формирование умения вести поиск информации и работать с ней, развитие
познавательных способностей;
•
воспитание стремления к расширению математических знаний;
•
формирование критичности мышления
•
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: М. И. Моро, М. А. Бантова и др. «Математика». Учебник 1-4 класса. «Школа
России». М.: Просвещение, 2021 г.
Литературное чтение
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» является усвоение содержания
учебного предмета «Литературное чтение» и достижение обучающимися результатов
изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной
программой начального общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 540 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения:
1 год обучения – 132 часа;
2 год обучения – 136 часов;
3 год обучения – 136 часов;
4 год обучения - 136 часа.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих задач:
•
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
•
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения, к слову, и умения понимать художественное произведение;
•
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе,
правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и
культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя:
«Литературное чтение». Учебник для общеобразовательных учреждений. 1-4 класс.
В 2 частях. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Москва. «Просвещение», 2021 г.
Иностранный язык (английский)
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» является усвоение
содержания учебного предмета «Иностранный язык (английский)» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования и основной образовательной программой начального общего образования
образовательной организации.
Программа рассчитана на 204 часа, со следующим распределением часов по годам
обучения/ классам:
2 класс – 68 часов;
3 класс – 68 часов;
4 класс – 68 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета «Иностранный язык
(английский)» являются:
1.
Формировать представления об иностранном языке как средстве общения;
2.
Расширить лингвистический кругозор обучающихся;
3.
Обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию обучающихся к
новому языковому миру;
4.
Развивать личностные качества обучающихся;
5.
Развивать эмоциональную сферу обучающихся;
6.
Приобщать обучающихся к новому социальному опыту;
7.
Развивать познавательные способности;
8.
Формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России и англоговорящих стран, о языке как основе
национального самосознания;
9.
Развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь,
нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности;
10.
Накопление новых языковых средств, обеспечивающих возможность
общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного
этапа;
11.
Развитие умения выходить в процессе общения из затруднительного
положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования
синонимов, жестов и т.д.
12.
Формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в
паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами
для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и
роли, понимать позиции и роли других людей).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя:
1. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д. Английский язык. 2 класс. В 2 ч.- М.:
Просвещение;
2. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М. Д. Английский язык. 3 класс. В 2 ч. - М.:
Просвещение;
3. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д. Английский язык. 4 класс. - М.:
Просвещение.
Окружающий мир
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Окружающий мир» является усвоение содержания
учебного предмета «Окружающий мир» и достижение обучающимися результатов
изучения соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной
программой начального общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 270 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения/классам:
1 год обучения - 1 класс - 66 часов;
2 год обучения – 2 класс – 68 часов;
3 год обучения – 3 класс - 68 часов;
4 год обучения – 4 класс - 68 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета «Окружающий мир» являются:
•
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
•
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
•
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
•
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1-4 класс. В 2 ч. - М.:
Просвещение, 2018-2019 г.
Музыка
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Музыка» является усвоение содержания учебного
предмета «Музыка» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования и основной образовательной программой
начального общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на 135 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения / классам:
1 год обучения/ 1класс – 33 часа;
2 год обучения / 2 класс – 34 часа;
3 год обучения / 3 класс – 34 часа;
4 год обучения / 4 класс – 34 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета «Музыка» являются:
•
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного
вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
•
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия
школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и
накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта хорового исполнительства.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для
учащихся 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2017-18г.
Изобразительное искусство
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» является усвоение
содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования и основной образовательной программой начального общего образования
МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 135 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения:
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Задачами реализации учебного предмета «Изобразительного искусства» являются:
•
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
•
развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
•
формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: Неменская Л.А. «Изобразительное искусство»: Учебник. – М.:
Просвещение, 2017-18г.
Технология
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования поучебному предмету «Технология» является усвоение содержания учебного
предмета «Технология» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования и основной образовательной программой
начального общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 135 часов, со следующим распределением часов по годам
обучения/классам:
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 33 часа;
Главными задачами реализации учебного предмета «Технология» являются:
•
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического
и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через
формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными
профессиями;
•
формирование идентичности гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие
способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого
человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
•
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания
мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его
единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления
технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
•
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным
опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к
действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
•
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: Авторы: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология». Учебник: 1-4 класс:
В 2 ч.–М: Просвещение, 2021.
Физическая культура
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Физическая культура» является усвоение содержания
учебного предмета «Физическая культура» и достижение обучающимися результатов
изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной
программой начального общего образования МАОУ СОШ № 171.
Программа рассчитана на 404 часа, со следующим распределением по классам
обучения:
1 класс – 99 часов;
2 класс – 101 час;
3 класс – 102 часа;
4 класс – 102 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета «Физическая культура»
являются:
•
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств
и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
•
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством
обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из
базовых видов спорта;
•
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
•
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
•
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: Матвеев А.П., Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1–4-х классов. – М.: Просвещение, 2022.
Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской
этики»)
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (
модуль «Основы православной культуры»)» является усвоение содержания учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной
культуры»)»)» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования и основной образовательной программой
начального общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на 34 часа, со следующим распределением часов по годам
обучения/классам: 4 класс-34 часа.
Основная цель учебного предмета - сформировать у младших школьников
мотивацию к нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций России и уважении к ним, а также диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
•
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
•
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
•
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической
и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя: Саплина Е.В., Саплин А.И., «Основы религиозных культур и светской
этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2021 г.
Каллиграфия
Рабочая программа учебного предмета «Каллиграфия» для обучающихся 1 классов
в количестве – 33 ч. на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки
письма через различные методы и приёмы.
Основу содержания программы составляет мир, непосредственно окружающий и
хорошо знакомый ребенку. Такой подход к отбору содержания имеет ряд положительных
сторон. Он позволяет:
•
Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких
мышц, составляющих кисть руки.
•
Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку
руки.
•
Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а
не поворачиванием листа.
•
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
•
Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости.
•
Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
•
Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на
основе выделения его элементов.
•
Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие
тонкой моторики.
•
Включить ребенка в активную познавательную деятельность, а нередко и в
исследовательскую, т.к. объем изучения доступен непосредственному восприятию.
•
Широко применять практические методы обучения.
•
Использовать имеющуюся у ребенка информацию об окружающем мире для
того, чтобы постоянно предъявлять ему задачи логического и творческого характера, а
значит иметь в руках инструмент для развития мышления, деятельности обобщения и
творческой деятельности, доводить некоторые знания до уровня понятии, пусть даже
элементарных.
•
Создавать благоприятные условия для самовыражения, организации
коммуникативного общения, применения в учебном процессе элементов дискуссии,
являющейся эффективным средством развития личности.
•
Использовать огромные возможности мира, окружающего ребенка для
развития души, чувств эмоций, этической культуры.
Шахматы для начинающих
Целью учебного предмета «Шахматы для начинающих» является формирование у
обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения,
ведение
здорового
образа
жизни
и
интеллектуальное
развитие.
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области шахматного спорта.
Учебный предмет позволяет формировать универсальные компетенции
обучающихся, включающий умение: организовывать собственную деятельность;
взаимодействовать со сверстниками; обрабатывать и доносить новую информацию;
работать над ошибками, концентрироваться при выполнении заданий. Кроме того, учебный
предмет формирует специальные компетенции обучающихся для получения
первоначальных знаний о шахматах как о виде спорта, формирования умений и навыков
для ведения борьбы в шахматной партии, овладения приёмами матования одинокого короля
и базовыми тактическими приёмами, умения применять шахматную позицию, усиления
собственных возможностей по развитию памяти и логики, повышения физической и
умственной работоспособности.
Программа реализуется на уроках «Шахматы для начинающих» в 1-х классах
общеобразовательной организации в рамках рабочей программы, являющейся частью,
формируемой
участниками
образовательных
отношений,
раздела
основной
образовательной программы образовательной организации. Планирование занятий
шахматами предусматривает изучение правил шахмат, ознакомление с основными
понятиями, игровую практику, физические упражнения, эстафеты и подвижные игры в
объеме 33 часов в 1-х классах.
Программа обучения шахматам, позволяет сформировать у обучающихся общее
представление о шахматах, обучить правилам игры, показать обучающимся ориентиры для
ведения шахматной партии и усвоить правила поведения во время шахматных
соревнований, а также мотивировать на занятия шахматами в школьном спортивном клубе
и системе дополнительного образования.