Методические рекомендации. Современный урок ФГОС

Что такое современный урок?
В педагогической литературе последних лет
лишь Ю.А. Конаржевский дает определение
современному уроку. По его мнению,
современный урок - это, прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все
возможности для развития личности
ученика, ее активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования ее нравственных основ.
2

Чем современный урок отличается
от традиционного?

3

Требования к уроку
Объявление темы
урока
Сообщение целей и
задач
Планирование

Традиционный урок
Учитель сообщает обучающимся

Домашнее задание

Формулируют сами обучающиеся

Учитель
формулирует
и
сообщает Формулируют
сами
обучающиеся,
обучающимся, чему должны научиться
определив границы знания и незнания

Учитель сообщает обучающимся, какую
работу они должны выполнить, чтобы
достичь цели
Под руководством учителя обучающиеся
Практическая
деятельность учащихся выполняют ряд практических задач (чаще
применяется
фронтальный
метод
организации деятельности)
Учитель
осуществляет
контроль
за
Осуществление
выполнением обучающимися практической
контроля
работы
Учитель в ходе выполнения и по итогам
Осуществление
выполненной
работы
обучающимися
коррекции
осуществляет коррекцию
осуществляет
оценивание
Оценивание учащихся Учитель
обучающихся за работу на уроке

Итог урока

Урок современного типа

Планирование обучающимися способов
достижения намеченной цели
обучающиеся осуществляют учебные
действия
по
намеченному
плану
(применяется групповой, индивидуальный
методы)
обучающиеся осуществляют контроль
(применяются
формы
самоконтроля,
взаимоконтроля)
обучающиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию самостоятельно

обучающиеся дают оценку деятельности
по её результатам (самооценивание,
оценивание результатов деятельности
одноклассников)
Учитель выясняет у обучающихся, что они Проводится рефлексия
запомнили
Учитель объявляет и комментирует (чаще – обучающиеся могут выбирать задание из
задание одно для всех)
предложенных
учителем
с
учётом
4
индивидуальных возможностей

Какие требования к современному
уроку в условиях стандарта второго
поколения?

5

Требования к современному уроку
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии
с требованием учебной программы и целями урока, с учетом
уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных
знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так
и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств
обучения, стимулирования и контроля и их оптимального
воздействия на каждом этапе урока;
6

Требования к современному уроку
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на
уроке и максимальную самостоятельность обучающихся в
процессе учения, обеспечивающий познавательную
активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет
направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации,
активизирует деятельность обучающихся;

- создание условий успешного учения обучающихся.

7

Как проектировать современный
урок?
С чего начать?

8

Алгоритм проектирования урока
1.

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рабочей
программе.

2.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем,
установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для
дифференцированной работы и домашнее задание).

3.

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном
классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех
этапах урока.

4.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

5.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на
каждый его этап.

6.

Продумать форму подведения итогов урока.

9

Типы уроков по ФГОС
урок усвоения новых знаний
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

урок систематизации и обобщения знаний и умений
урок контроля знаний и умений
урок коррекции знаний, умений и навыков

комбинированный урок

10

Типология уроков
по основной
дидактической
цели
1. уроки изучения нового
учебного материала;
2. уроки совершенствования
знаний, умений и навыков;
3. уроки обобщения и
систематизации;
4. комбинированные уроки;
5. уроки контроля и коррекции
знаний, умений и навыков.

по основному
способу их
проведения
• в форме беседы;
лекции;
• экскурсии;
• киноуроки;
• самостоятельная работа
учащихся;
• лабораторные и
практические работы;
• сочетание различных форм
занятий.
11

Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании,12 инструктаж по
его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока комплексного применения
знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и
коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности обучающихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
13
5) Творческое применение и добывание знаний
в новой
ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока актуализации знаний и
умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,
навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения
поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации 14
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока систематизации и
обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные
вопросы).
15
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по
изученному материалу

Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности обучающихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня
сформированности у обучающихся общеучебных умений.
(Задания по объему или степени трудности должны
соответствовать программе и быть посильными для каждого
ученика).
16
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля,
уроками сочетания устного и письменного контроля. В
зависимости от вида контроля формируется его окончательная
структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока коррекции знаний, умений
и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности обучающихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях,
путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует
коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
17
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их
18
коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Целеполагание

19

Целеполагание
Цель должна быть:
Конкретна.
Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности
проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают
качественные и количественные.
Достижима.
Реальна.
Ориентирована на результат.
Ориентирована по времени.

20

Триединая цель урока (аспекты)

Познавательный
- Обеспечить усвоение
учащимися закона, признаков,
свойств, признаков;
- Обобщить и
систематизировать знания о …
(или по конкретной теме);
- Отработать навыки (какие?);
- Устранить пробелы в знаниях
(каких);
- Добиться усвоения
учащимися каких – то понятий
(вопросов).

Развивающий
- Развития мышления
- Развития синтезирующего
мышления
- Развитие аналитикосинтетического мышления
- Развитие абстрактного мышления
- Развитие умений
- Развитие познавательных умений
- Развитие умений учебного труда
-Развитие воли и
самостоятельности

Воспитывающий
- Воспитание патриотизма;
- Воспитание интернационализма;
- Воспитание гуманности;
- Воспитание мотивов труда,
добросовестного отношения к
труду;
- Воспитание мотивов учения,
положительного отношения к
знаниям;
- Воспитание
дисциплинированности;
- Воспитание эстетических
взглядов.
21

Современный урок будет
результативным, если
• На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
• Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к
учебной деятельности.
• Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
• Учитель добивается осмысления учебного материала всеми
учащимися.
• Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
• Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
• Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет
и поддерживает даже маленькие успехи.
• На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и
учениками.
22

23


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».