РП по учебному предмету "Родная литература (на русском языке)" для обучающихся 11 классов 2022 г.

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Родная
литература (русская).
Выпускник научится:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа
(через анализ художественных произведений)
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя;
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поли
культурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поли культурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права .и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
10 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств.
11 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне

среднего общего образования 10 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской литературы, приводя примеры двух или более
текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения,
носящие проблемный характер и требующие анализа;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.
- Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX века;
- о наиболее ярких in и характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
11 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений мировой литературы, приводя примеры двух или более
текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента
как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом).
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм ичи театральную . постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XX века;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений ичи течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» ичи именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета «Родная литература» (русская)
Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская) составлена по
модульному принципу формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена
логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования
читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую
деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемнотематические блоки, обусловленные историей России, ес культурой и традициями. Данные
тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры,
нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической
системы, на получение знаний об произведениях отечественной литературы, их общественной и
культурно-исторической значимости. Проблемнотематические блоки представлены тремя
модулями, в соответствии с предполагаемыми разделами закрытого банка тем итогового сочинения.
Блок 1. Человек и его внутренний мир
Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации нравственного
выбора. Произведения, нацеливающие на размышления о нравственных идеалах и моральных
нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Блок 2. Человек, семья и общество
Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома, других

ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека, образе его жизни, выборе им
жизненного пути, значимой цели и средств ее достижения; о личном и всеобщем, взаимоотношении
между поколениями, социальных и философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о причинах
войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.
Блок 3. Человек, природа. Родина и культура
Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре, природе, родному
языку. Произведения, нацеливающие на размышления о связи человека с Родиной и причинах
разрушения этой связи, о важности сохранения исторической памяти, о роли личности в истории,
об отношении человека к природе, о науке и искусстве (в том числе о литературе как культурном
феномене).
В программе приводится список произведений, из которого учитель может выбрать для
изучения в зависимости от выделенных часов и подготовки учащихся.
Список произведений, изучаемых в 10 классе
1. Лесков Н.С. «Однодум»
2. Бунин И.А. "Иоанн Рыдалец»
3. Толстой А. Н. «Русский характер»
4. Успенский Г.И. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница»
5. Алексин А. «Безумная Евдокия»
6. Бондарев Ю.В. «Взгляд»
7. Довлатов Сергей «Наши»
8. Екимов Б.П. «Еще не лето», «Говори, мама, говори», «Ночь исцеления»
9. Глушко М. «Мадонна с пайковым хлебом»
10. Астафьев В. «Затеей», «Последний поклон» (рассказы по выбору), «Худого слова и растение
боится».
11. Розов В.С. «Дикая утка»
12. Шмелёв И. «Лето господне», «Весенний плеск»
13. Паустовский К.Г. «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик», «Старый повар»
14. Васильев Б. «Летят мои кони...»
15. Д. Сабитова «Где нет зимы»
16. Тендряков В. «Люди или нелюди», «Весенние перевертыши»
17. Носов Е. «Шопен, соната номер два»
18. Толстая Т. «Легкие миры»
19. Сабитова Д. «Где нет зимы»
20. Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова», «Балерина политотдела»
21. Набоков В. «Слово»
22. Платонов А. «Иван Великий»
23. Домбровский Ю.О. «Хранитель древностей»
24. Крупин В.Н. «Сбрось мешок»
25. Кронгауз М. «Русский язык на грани нервного срыва»
Список произведений, изучаемых в 11 классе
1. В. Вересаева «Состязание»
2. А.И. Куприн «Святая ложь»
3. М. Горький «Карамора»
4. Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал»
5. А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи»
6. Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось»
7. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
8. Б. Окуджава «Моя война»
9. А. Приставкина «Маленькие рассказы»
10. Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда»
11. Д.С. Лихачёва «Этажи заботы»

12. Е.И. Носов «Усвятские шлемоносцы»
13. А.Н. Арбузов «Жестокие игры»
14. В.Г. Распутин «Последний срок»
15. В.М. Шукшин «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива»
16. Ю.В. Трифонов «Обмен»
17. Д. Рубина «На солнечной стороне улицы»
18. Л. Улицкая «Народ избранный»
19. Е. Шварц «Дракон»
20. А. Вампилов «Старший сын»
21. Б. Екимов «Музыка старого дома»
22. В.В. Набоков «Машенька»
23. Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..».
«Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
24. В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки»
25. Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей»
26. Ф.А. Абрамов «Братья и сёстры»
27. В. Распутин «Изба»
28. Э. Веркин «Облачный полк»
29. А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование 10 класс (34 часа)
Тема

Количество
№ п/п
часов
Раздел 1. Человек и его внутренний мир (11 часов)
1. «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских
1
заповедей на становление характера героя рассказа Лескова Н.С.
«Однодум».
2. Русский национальный характер в рассказе Бунина И.А. "Иоанн
1
Рыдалец". Тема покаяния и смирения в рассказе
3. Толстой А. Н. «Русский характер». Великая сила — человеческая
1
духовная красота.
1
4. Успенский Г.И. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о
смысле существования человечества
1
5. Нравственные уроки в повести Алексина А. «Безумная Евдокия».
Христианский принцип: «Возлюби ближнего своего»
6. Тема истинной красоты как внутренней красоты человека в рассказе
1
Бондарева Ю.В. «Взгляд»
7. Довлатов Сергей «Наши». Герой и обстоятельства. Развитие
1
внутреннего мира героя
8. Проблема нравственного выбора и тема совести в рассказе Екимова
1
Б.П. «Еще не лето».
1
9.
Мария Глушко «Мадонна с пайковым хлебом». Идеал материнства,
самопожертвование и сострадание в автобиографическом романе.
10. Астафьев В. "Затеей". Назначение человека и писателя - «творить на
1
земле добро".
11.
1
Тема гуманного отношения к тем, кто слабее в рассказе Розова В.С.
«Дикая утка» из цикла «Прикосновение к войне». Творческая работа
Раздел 2 Человек, семья и общество (13 часов)
12. Шмелёв И. «Лето господне». Восприятие реальной жизни глазами
1
ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и
органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней
культуры, любви и человечности
13. Проблема милосердия в рассказе Паустовского К.Г. «Нет ли у вас
1
молока?» Особая забота о детях войны
14. Паустовский К. «Бакенщик». Что значит для человека понятие
1
родины? Что значит любить родную землю?
15. Астафьев В. П. «Последний поклон» (рассказы по выбору) Тема
1
общения человека с родной природой, с людьми, умевшими жить
"миром" в рассказах цикла
16. Екимов Б. «Говори, мама, говори», «Ночь исцеления». Проблема
1
взаимоотношения старшего поколения и детей
17. Васильев Б. «Летят мои кони...». Роль учителя в жизни человека,
1
воспитание граждан Отечества. Роль истории в жизни человека и
общества
18. Проблема взаимоотношений современных родителей и детей. Д.
1
Сабитова « Где нет зимы»
19. Тендряков В. «Люди или нелюди» (анализ отрывка из повести).
1
Проблема нравственного выбора

20. Тендряков В. «Весенние перевертыши». Тема активной позиции
человека в жизни
21.
Носов Е. «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти,
невозможности поступиться ею. Рассказ-реквием, в котором
соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей.
22. Толстая Т. «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности?
Какой след оставляют милосердные люди?
23. Проблема человеческой совести и выбора, способности людей
сострадать в повести Д. Сабитовой «Где нет зимы»
24.
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Тема человеческой
памяти, которая одна побеждает время. Творческая работа
Раздел 3 Человек, природа, Родина и культура (10 часов)
25. Шмелёв И. «Весенний плеск». Образ России в красках, звуках, запахах. 1
Картины Кустодиева как выражение духа России
26. Набоков В. «Слово». Рассказ как боль эмигранта за покинутую страну 1
и ее судьбу, как наивная надежда на силу слова, способную вернуть
утерянное счастье.
27. Платонов А. «Иван Великий» Русский человек в страшные годы
1
войны. Понимание смысла жизни в рассказе: « надо жить, верить в
жизнь, защищать Родину...»
28. Домбровский Ю.О. «Хранитель древностей» Раскрытие роли личности 1
в истории, судьба ценностей христианско- гуманистической
цивилизации
29. Астафьев В. «Худого слова и растение боится». Природа «не слепок, не 1
бездушный лик»: «есть, есть душа растений» Человек и природа в
произведениях В. Астафьева
30.
1
Крупин В.Н. «Сбрось мешок». Проблема отношений человека и
природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать?
31. Паустовский К. «Старый повар». Великая сила искусства, которому
1
подвластно возродить даже навсегда утраченное.
32. Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Роль искусства в годы Великой 1
отечественной войны
33. Кронгауз М. «Русский язык на грани нервного срыва». Проблема
1
изменения речи как опасность для национальной культуры и
самобытности
34. Читательская конференция «Я читаю....»
1

1
1

1
1
1

Тематическое планирование 11 класс (34 часа)
Тема

Количество
№
часов
п/п
Раздел 1. Человек и его внутренний мир (9 часов)
1.
1
Тайна внутренней красоты человека в рассказе В. Вересаева «Состязание»
2. А.И. Куприн «Святая ложь». Нравственная проблема в рассказе. Ложь во
спасение-святая ложь?
3. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе
человека, об опасности саморазрушения личности.
4.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического
одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
5. А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к
читателю.
6. Человек перед судом своей совести в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не
снилось»
7. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» как послание человечеству.
Формирование правильной жизненной позиции, душевной красоты в
человеке.
8. Человек на войне в книге «Моя война» Б. Окуджавы. Жестокие реалии и
романтика в описании войны
9.
Осмысление военной темы в книге А. Приставкина «Маленькие рассказы»
Раздел 2. Человек, семья и общество (12 часов)
10. Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ
мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
11. Проблема бережного отношения к своим близким в статье Д.С. Лихачёва
«Этажи заботы» (по материалам книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
«Заветное»)
12. Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские
шлемоносцы»
13. Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека:
пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
14. Судьба человека, становление личности, конфликт долга и чести в поэзии
Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова
15. В.Г. Распутин Повесть «Последний срок» Образ матери. Тема «отцов и
детей» в повести. Нравственные уроки.
16. В.М. Шукшин Рассказы «Верую», «Крепкий мужик». Проблема тоски и
уныния в рассказах.Рассказы«Сапожки», «Танцующий Шива». Гуманизм в
рассказах.
17. Место человека в семье в повести 1О.В. Трифонова «Обмен»
18.
«Умение понимать другого - одно из лучших качеств человеческой натуры»
Д. Рубина « На солнечной стороне улицы» (анализ эпизодов романа)
19. Тема любви к человеку в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный».
Читательская дискуссия о высоком предназначении человека

1

20. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в
противоборстве характеров, чувств, убеждений. Пьеса- сказка Е. Шварца
«Дракон».

1

1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1

21. Нравственная проблематика пьесы А. Вампилова «Старший сын»
Раздел 3. Человек, природа, Родина и культура (13 часов)
22. «То, что вечно, - человечно”. Анализ проблематики рассказа Б. Екимова «
Музыка старого дома»
23. В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ
Машеньки как символ далекой родины.
24.
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет,
Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова. Анализ
лирического произведения Н.М. Рубцова.
25. Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф
Тендряков «Хлеб для собаки»
26. Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии
роли личности в истории, образ русского интеллигента в эпоху сталинских
репрессий в романах.
27. Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в
романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого
русского народа в военные времена.
28. В. Распутин «Изба». Развитие общества и сохранение целостности природы
в рассказе.
29. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести,
гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.

1

30. А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без
нас...» - проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом
романе.
31. Семинар «Основные проблемы и
темы художественной
и
публицистической литературы 21 века»
32. Читательская конференция «Я читаю..»
33. Защита проектов «Моя золотая полка»
34. Защита проектов «Моя золотая полка»

1

1
1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».