РП по учебному предмету "Художественная культура Урала" для обучающихся 5 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету Художественной культуре Урала разработана на основе
национально-регионального компонента Государственного стандарта (образовательная область
«Культура Урала») начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Свердловской области.
Цель курса состоит в том, чтобы
- освоить основы регионально-национальной культуры.
- используя историко-художественный и нравственный потенциал региона, создавать условия для
национального самоопределения личности;
- формирование целостного культурного мировоззрения.
Предмет входит в часть учебного плана, формирующуюся участниками образовательных отношений.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МАОУ СОШ№ 171 предусматривает изучение Художественная культура Урала на
уровне основного общего образования в объеме: 5 класс –18 часов, 1 час в неделю, 2-ое полугодие.
Для реализации программы используются учебное пособие: Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г.
Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. 5-7 класс. – Екатеринбург: Сократ.

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
- развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия;
- ценностное отношение к культуре своего края и художественного наследия русского народа;
- оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки
зрения выразительности объёма, эстетическую ценность;
Метапредметные
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных
образов; определять наиболее эффективные способы достижения результатов в исполнительской и
творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
творческих задач на урокахХКУ, во внеурочной и внешкольной деятельности;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений
художественной культуры Урала;
Предметные
- формирование представления о роли культурыв жизни человека, его духовно-нравственном
развитии;
- наличие эстетического восприятия произведений искусства и явлений действительности;
- использование терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в
произведениях искусства;
- умение воплощать художественные образы при создании творческих работ.

2. Содержание курса
История основания отдельных городов Свердловской области (на примере г. Екатеринбурга)
Возникновение городов. Татищев В.Н. и В.И. де Геннин – основатели города Екатеринбурга. Музей
истории Екатеринбурга. Екатеринбург как город «регулярной» застройки.
Династия Демидовых в истории Урала
История династии Демидовых. Роль Демидовых в культурной жизни России: живописные
коллекции Демидовых. Демидовские дворцы в Москве и Петербурге. Участие Демидовых в
организации Московского университета. «Демидовские премии» русской науке. Лауреаты
Демидовских премий ( Д. Менделеев, Н. Пирогов, И. Крузенштерн, А.Афанасьев). «Демидовские
премии сегодня».
Архитектура Среднего Урала
Традиционная крестьянская усадьба.. Город старый и новый.
История Екатеринбурга – в его географии. М. Малахов и его творчество. Музей истории
архитектуры Екатеринбурга. Дворцы, особняки, храмы Екатеринбурга. Музей фотографии (дом В.
Метенкова).
Театральная и музыкальная жизнь Среднего Урала
Город театральный и музыкальный: история и современность. Посещение театральных спектаклей
для детей и юношества ( в Екатеринбурге – Театр оперы и балета, ТЮЗ, театр кукол, драматический
театр, театр «Волхонка», в городах области – драматические и музыкальные театры, выступления
народных коллективов). За кулисами театра: экскурсия в театр кукол.
Книги старого Урала
Литературные музеи Среднего Урала. «Литературный квартал» г. Екатеринбурга как культурный
центр.
Книги старого Урала. Коллекции старинной книги как явление в культурной жизни старинного и
современного Екатеринбурга.
Изобразительное искусство в музеях и выставочных залах Среднего Урала
Образ Урала в живописи. Творчество уральских художников ( на примере произведений А.
Корзухина и А. Денисова-Уральского в коллекции Екатеринбургского Музея изобразительных
искусств).
Художественные промыслы Урала в коллекциях музеев
Каслинский завод художественного литья. Каслинский павильон.
Тагильские подносы. Роспись по металлу. Златоустовское оружие. Камнерезное и ювелирное
искусство.
Глиняная игрушка.
Тематическое планирование
№
Раздел
Количество
Контроль
п/п
часов
1
Введение. Художественная культура Урала
1
2
История основания отдельных городов Свердловской
2
1
области (на примере г. Екатеринбурга)
3
Династия Демидовых в истории Урала
1

4
5
6
7
8
9
10

Архитектура Среднего Урала
Театральная и музыкальная жизнь Среднего Урала
Книги старого Урала
Изобразительное искусство в музеях и выставочных
залах Среднего Урала
Художественные промыслы Урала в коллекциях музеев
Обобщение. Музеи – хранители памяти
Резерв

3
1
1
2

1

5
1
1

3

1

Поурочное планирование
№
урока
1
2
3

Название раздела и
тема урока
Художественная культура народов Урала
Рождение Екатеринбурга.
Екатеринбург – город -завод-крепость

Количество
часов
1
1
1

4
5
6

Династия Демидовых, её вклад в культуру
Уральский архитектор Малахов
Город старый и новый

1
1
1

7
8
9
10
11
12

Метенков – фотолетописец Урала
Екатеринбург – город театральный и музыкальный
Комплекс «Литературный квартал»
Образ Урала в творчестве Денисова-Уральского
Уральский художник - Корзухин
Таволжская глиняная игрушка-свистулька

1
1
1
1
1
1

13
14

Расписной тагильский поднос
Каслинское художественное литье

1
1

15
16
17
18

Златоустовская гравюра на стали
Мастера камнерезного промысла
Музеи – хранители памяти.
Уральская копилка. Р/У

1
1
1
1

Форма
контроля
Практикум №
1
Практикум
№2
Тест № 1
Практикум №
3
Практикум
№4
Тест №2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».