Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету Художественной культуре Урала разработана на основе национально-регионального компонента Государственного стандарта (образовательная область «Культура Урала») начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Цель курса состоит в том, чтобы - освоить основы регионально-национальной культуры. - используя историко-художественный и нравственный потенциал региона, создавать условия для национального самоопределения личности; - формирование целостного культурного мировоззрения. Предмет входит в часть учебного плана, формирующуюся участниками образовательных отношений. Место учебного предмета в учебном плане Учебный план МАОУ СОШ№ 171 предусматривает изучение Художественная культура Урала на уровне основного общего образования в объеме: 5 класс –18 часов, 1 час в неделю, 2-ое полугодие. Для реализации программы используются учебное пособие: Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. 5-7 класс. – Екатеринбург: Сократ. 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные - развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия; - ценностное отношение к культуре своего края и художественного наследия русского народа; - оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности объёма, эстетическую ценность; Метапредметные - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результатов в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач на урокахХКУ, во внеурочной и внешкольной деятельности; - наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений художественной культуры Урала; Предметные - формирование представления о роли культурыв жизни человека, его духовно-нравственном развитии; - наличие эстетического восприятия произведений искусства и явлений действительности; - использование терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства; - умение воплощать художественные образы при создании творческих работ. 2. Содержание курса История основания отдельных городов Свердловской области (на примере г. Екатеринбурга) Возникновение городов. Татищев В.Н. и В.И. де Геннин – основатели города Екатеринбурга. Музей истории Екатеринбурга. Екатеринбург как город «регулярной» застройки. Династия Демидовых в истории Урала История династии Демидовых. Роль Демидовых в культурной жизни России: живописные коллекции Демидовых. Демидовские дворцы в Москве и Петербурге. Участие Демидовых в организации Московского университета. «Демидовские премии» русской науке. Лауреаты Демидовских премий ( Д. Менделеев, Н. Пирогов, И. Крузенштерн, А.Афанасьев). «Демидовские премии сегодня». Архитектура Среднего Урала Традиционная крестьянская усадьба.. Город старый и новый. История Екатеринбурга – в его географии. М. Малахов и его творчество. Музей истории архитектуры Екатеринбурга. Дворцы, особняки, храмы Екатеринбурга. Музей фотографии (дом В. Метенкова). Театральная и музыкальная жизнь Среднего Урала Город театральный и музыкальный: история и современность. Посещение театральных спектаклей для детей и юношества ( в Екатеринбурге – Театр оперы и балета, ТЮЗ, театр кукол, драматический театр, театр «Волхонка», в городах области – драматические и музыкальные театры, выступления народных коллективов). За кулисами театра: экскурсия в театр кукол. Книги старого Урала Литературные музеи Среднего Урала. «Литературный квартал» г. Екатеринбурга как культурный центр. Книги старого Урала. Коллекции старинной книги как явление в культурной жизни старинного и современного Екатеринбурга. Изобразительное искусство в музеях и выставочных залах Среднего Урала Образ Урала в живописи. Творчество уральских художников ( на примере произведений А. Корзухина и А. Денисова-Уральского в коллекции Екатеринбургского Музея изобразительных искусств). Художественные промыслы Урала в коллекциях музеев Каслинский завод художественного литья. Каслинский павильон. Тагильские подносы. Роспись по металлу. Златоустовское оружие. Камнерезное и ювелирное искусство. Глиняная игрушка. Тематическое планирование № Раздел Количество Контроль п/п часов 1 Введение. Художественная культура Урала 1 2 История основания отдельных городов Свердловской 2 1 области (на примере г. Екатеринбурга) 3 Династия Демидовых в истории Урала 1 4 5 6 7 8 9 10 Архитектура Среднего Урала Театральная и музыкальная жизнь Среднего Урала Книги старого Урала Изобразительное искусство в музеях и выставочных залах Среднего Урала Художественные промыслы Урала в коллекциях музеев Обобщение. Музеи – хранители памяти Резерв 3 1 1 2 1 5 1 1 3 1 Поурочное планирование № урока 1 2 3 Название раздела и тема урока Художественная культура народов Урала Рождение Екатеринбурга. Екатеринбург – город -завод-крепость Количество часов 1 1 1 4 5 6 Династия Демидовых, её вклад в культуру Уральский архитектор Малахов Город старый и новый 1 1 1 7 8 9 10 11 12 Метенков – фотолетописец Урала Екатеринбург – город театральный и музыкальный Комплекс «Литературный квартал» Образ Урала в творчестве Денисова-Уральского Уральский художник - Корзухин Таволжская глиняная игрушка-свистулька 1 1 1 1 1 1 13 14 Расписной тагильский поднос Каслинское художественное литье 1 1 15 16 17 18 Златоустовская гравюра на стали Мастера камнерезного промысла Музеи – хранители памяти. Уральская копилка. Р/У 1 1 1 1 Форма контроля Практикум № 1 Практикум №2 Тест № 1 Практикум № 3 Практикум №4 Тест №2