ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числепри помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы; включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" включают результаты изучения учебных предметов: "Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 10 класс Раздел 1. Язык и культура (5 ч.) Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка. Раздел 2. Культура речи (18 ч.) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Текст как единица языка и речи Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № Тема урока Количество часов ЭОР 1 Язык и речь. Язык и художественная 1 литература Тексты художественной литературы 2 1 как единство формы и содержания Р/р Практическая работа с текстами 3 русских писателей (А. Пушкин 1 «Скупой рыцарь») Р/р Практическая работа с текстами 4 русских писателей (А. Пушкин 1 «Скупой рыцарь») 5 Н. Помяловский о разнообразии языка. 1 Основные нормы современного 6 литературного произношения и 1 ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся 7 морфологическому, фонетическому, 1 традиционному принципам русской орфографии https://resh.edu.ru/subject/lesson/5889/start/299747/ Русская лексика с точки зрения ее 8 происхождения и употребления. https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-natemu-russkaya-leksika-s-tochki-zreniya-eyo-proishozhdeniya-i-upo-1490605.html 1 Русская фразеология. Роль 9 фразеологизмов в произведениях А. 1 Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей Р/р Творческая работа «Употребление 10 фразеологизмов в художественной 1 литературе» 11 Р/р Творческая работа «Употребление 1 фразеологизмов в художественной https://infourok.ru/prezentaciya principy russkoy orfografii 10 klass-384133.htm 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 литературе» Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ 1 текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические 1 нормы русского языка» Анализ контрольной работы 1 Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы 1 слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы 1 употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, 1 простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая 1 синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом 1 общении Этапы делового общения 1 Протокол делового общения. 1 Телефонный этикет в деловом общении. Контрольная работа в форме теста по 1 теме «Грамматические нормы русского https://resh.edu.ru/subject/lesson/4789/start/175851/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5885/conspect/299715/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4820/start/148803/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4791/start/107616/ 5 23 22 23 24 25 языка» Анализ контрольной работы 1 Речевые жанры монологической речи: 1 доклад, поздравительная речь, презентация Речевые жанры диалогической речи: 1 интервью, научная дискуссия, политические дебаты Признаки текста. Виды связей 1 предложений в тексте Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. 1 Виды преобразования текста. Корректировка текста. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/ 26 Тезисы. Выписки. Аннотация. 1 Конспект. Реферат 28 Р/р Составление сложного плана и 1 тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 29 Р/р Составление сложного плана и 1 тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом Контрольная работа в форме теста по 30 теме «Функциональные разновидности языка» Контрольная работа в форме теста по 31 теме «Функциональные разновидности 1 языка» 32 Анализ контрольной работы 1 33 Защита проекта по предложенной теме 1 34 Защита проекта по предложенной теме 1 6