Рабочая программа по курсу «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 класса составлена в соответствии с ФГОС СОО и примерной образовательной программой среднего общего образования. Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 11) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 12) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 13) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Планируемые предметные результаты курса Учащиеся должны знать: теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения; уметь применять такие коммуникативные умения как умение • Интерпретировать содержание исходного текста; • Последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; • Выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; • Создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С; Анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. • владеть: • Коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Результат курса - воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров. Содержание учебного предмета Введение Цели и задачи курса. Критерии и нормы оценки и сочинения-рассуждения. Анализ образцов ученических сочинений с самостоятельным оцениваем работ по критериям. Языковые нормы Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Текст Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Типы речи Типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. Анализ готовых текстов. Стили речи Стили речи, их характеристика. Признаки стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами. Изобразительно-выразительные средства языка Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами. Коммуникативная компетенция Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами. Сочинение-рассуждение Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами. Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами. Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами. Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами. Программа курса «Избранные вопросы русского» по русскому языку составлена по материалам сайта «ФИПИ», «Решу ЕГЭ», электронному учебному пособию для общеобразовательных организаций 10-11 кл. В. Ф. Грекова (Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: «Просвещение», 2017). Основной формой учебных занятий являются уроки: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии, урок систематизации знаний, урок развивающего контроля. Занятия могут проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные виды учебной деятельности: работа с учебниками, работа с текстами, фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа. Тематическое планирование 10 класс № Тема занятия 1 Цели и задачи курса. Литературный язык. 2 Литературный язык. Нормы речи. Кол-во часов 1 1 3 Словари русского языка. 1 4 Функциональные стили русского языка. Виды информации в тексте. 1 5 Основные требования к сочинению-рассуждению. 6 Критерии оценивания сочинения - рассуждения 7 Смысловая и композиционная целостность текста. 1 1 1 Основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция. Абзацное членение. Смысловая цельность. 9 Основные аспекты анализа текста: проблема, аргументы. 1 10 Аргументы. Довод. Иллюстрация. 1 11 Основная и дополнительная информация микротекста. 1 12 Композиция сочинения-рассуждения. 1 13 Типовые конструкции для выражения авторской позиции. 1 14 Практическая работа. Речевые клише. 1 15 Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения-рассуждения 1 8 1 16 Практическая работа. Анализ К1, К2 1 17 Типовые конструкции для формулирования проблемы. 1 18 Виды комментариев к проблеме. 1 19 Практическая работа. Анализ типичных ошибок в подборе критериев. 1 20 Основные средства связи между предложениями в тексте. 1 21 Отличие комментария от пересказа. 1 22 Типы информации в тексте. 1 23 Типовые конструкции (речевые клише) для комментирования проблемы. 1 24 Практическая работа по подбору речевых клише для комментирования проблемы. 25 Жанровое многообразие сочинений. 1 26 Практическая работа. Составление комментария к проблеме. 1 27 Введение цитат в текст сочинения. 1 28 Прямая и косвенная речь. 1 29 Практическая работа по введению цитат. 1 30 Авторская позиция. 1 31 Речевые клише для формулирования авторской позиции. 1 32 Практическая работа по написанию сочинения (27 блок). К1, К2, К3 1 33 Анализ написанных работ. 1 34 Итоговый урок. 1 1 Тематическое планирование 11 класс № Тема занятия 1 Цели и задачи курса. Анализ изменений в критериях. Кол-во часов 1 2 Аргументация собственного мнения. 1 3 Точность и выразительность языка. 1 4 Типы речи, их отличительные признаки. 1 5 Типовые конструкции для выражения своей позиции. 1 6 Аргументация. Довод. Иллюстрация. 7 Практическая работа. Аргументация собственного мнения по проблеме. 8 Практическая работа. Анализ созданных текстов. 1 1 1 9 Стили речи, их характеристики. 1 10 Виды и формы вступления. 11 Практическая работа. Написание вступления к сочинению. 1 1 12 Виды заключения. 1 13 Типовые конструкции, используемые в заключении. 1 14 Виды речевых, грамматических ошибок. 1 15 Виды логических ошибок 1 16 Практическая работа. Написание заключения к сочинению. 1 17 Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения. 1 18 Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение 1 19 Виды ошибок: фактические, этические ошибки. 1 20 Практическая работа. Нахождение и редактирование всех типов ошибок. 21 Редактирование творческих работ учащимися. Речь. Языковые средства выразительности. 22 Анализ текста художественного стиля по разным проблемам. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. 23 Анализ текста публицистического стиля. 24 Анализ текста научно-популярного стиля. 25 Редактирование учащимися творческих работ. 26 Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту. 27 Анализ сочинений. Типичные ошибки в сочинении. 28 Анализ сочинений-образцов. Содержание работы. 29 Анализ сочинений-образцов. Грамотность работы. 30 Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту. 2 Анализ сочинений. Типичные ошибки в сочинении. Подведение итогов года. 1 1