РП по учебному предмету "География "для обучающихся 10-11 классов 2022 г.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
2

1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
географии базового курса являются:
1)
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в
решении важнейших проблем человечества;
2)
владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3)
сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
4)
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5)
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6)
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7)
владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8)
сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне научится:
3


понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении
проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности
для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в
странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического
развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
4


составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические
проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под
влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований
малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.
2. Содержание учебного предмета
Базовый уровень.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие
явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.Взаимодействие
человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения
природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность.
Рациональное и
нерациональное
природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды.
Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества. Мировое сообщество –
общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран
мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность,
воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность
населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав,
городское и сельское население). Основные очаги этнических и 311 конфессиональных
конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности
расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой
5

структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение. Комплексная географическая
характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики.
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страныэкспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Географическая
наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты
глобальных проблем человечества. Роль 312 географии в решении глобальных проблем
современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных
проблем.
3.
Тематическое планирование.
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
6

проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
2
3

Тема
10 класс
Современные методы географических исследований. Источники
географической информации
Многообразие стран современного мира
Международные отношения и политическая карта мира
Международные отношения и политическая карта мира
Политическая география
Взаимодействие общества и природы
Мировые природные ресурсы
Ресурсы Мирового океана. Климатические, космические и
рекреационные ресурсы.
Загрязнение и охрана окружающей среды
Численность населения мира. Первый тип воспроизводства населения
Второй тип воспроизводства населения. Демографическая политика
Состав (структура) населения
Размещение и миграции населения
Городское и сельское население
Научно-техническая революция
Мировое хозяйство и МГРТ
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
Факторы размещения производительных сил
География промышленности
Топливно-энергетическая промышленность. Электроэнергетика
Горнодобывающая и металлургическая промышленность
Машиностроение
Химическая и лесная промышленность
Легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда
Сельское хозяйство. Растениеводство
Животноводство и рыболовство
География транспорта
Всемирные экономические отношения
Международный туризм
Обобщающий урок по теме «Общая характеристика мира»
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы и прогнозы
Заключение. Мир в XXI веке
Итоговое повторение за год
Итого
11 класс
Европа. ЭГП. Природные ресурсы.
Население Зарубежной Европы.
Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы.
7

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34 ч
1ч
1ч
1ч

4
5
6

Транспорт, туризм, наука и финансы.
Географический рисунок расселения и хозяйства
Субрегионы Зарубежной Европы: Северная и западная Европа.

1ч
1ч
1ч

7

Субрегионы Зарубежной Европы: Южная и Восточная Европа

1ч

8

Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух стран Европы: Германии и Италии
Интеграционные процессы в Европе
Повторение и обобщение по теме «Европа»
Зарубежная Азия: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население.
Хозяйство стран Зарубежной Азии.
Страны Центральной и Восточной Азии.

1ч

Китай
Мы изучаем Японию. Культура Японии
Страны Южной Азии.
Индия
Страны Юго-Восточной Азии и Юго-Западной Азии (Индонезия.
Турция)
Австралия
Повторение и обобщение по теме «Азия»
Африка: природные ресурсы и население.
Субрегионы Африки:
Северная Африка.

1ч
1ч
1ч

Субрегионы Африки:
Тропическая Африка
Южно-Африканская Республика.
Внутрирегиональные различия в странах Африки.
Соединенные Штаты Америки: ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население, хозяйство.
Макрорайоны США
Канада
Латинская Америка: ЭГП, природные ресурсы и население
Хозяйство стран Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки
Значение России в мировом сообществе.
Перспективы развития России.
Глобальные проблемы человечества. Стратегия устойчивого развития.
Итого

1ч

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

8

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
33 ч

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».