ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по праву на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом рабочей программы воспитания. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Право» на углубленном уровне изучается в 10-11 классах в общем объёме 136 ч. Из них: 10 класс —68 учебных часа; 11 класс — 68 учебных часа; в 10—11 классах на изучение курса права отводится 2 ч. в неделю, при 34 учебных неделях. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Теория государства и права Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Конституционное право Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Международное право Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. 11 класс Основные отрасли российского права Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданскоправовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Основы российского судопроизводства Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: 1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) основы экологического мышления, осознание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. предметные Выпускник научится: – выделять содержание различных теорий происхождения государства; – сравнивать различные формы государства; – приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; – соотносить основные черты гражданского общества и правового государства; – применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов; – оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; – сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей); – проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние; – характеризовать особенности системы российского права; – различать формы реализации права; – выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры; – оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; – различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; – сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу; – оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; – характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии; – характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение; – дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; – характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; – характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; – характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы; – выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации; – характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; – определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права; – различать способы мирного разрешения споров; – оценивать социальную значимость соблюдения прав человека; – сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; – дифференцировать участников вооруженных конфликтов; – различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий; – выделять структурные элементы системы российского законодательства; – анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права; – проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки; – целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; – различать формы наследования; – различать виды и формы сделок в Российской Федерации; – выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; – анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака; – различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; – выделять права и обязанности членов семьи; – характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений; – проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров; – различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; – дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них; – проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; – целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации; – в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений; – соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение; – применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; – дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса; – проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; – давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; – применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; – выявлять особенности и специфику различных юридических профессий. Тематическое планирование с указанием количества часов (10 класс) Теория государства и права Конституционное право Международное право Итоговое повторение Итого 20 24 22 2 68 Тематическое планирование с указанием количества часов Введение 1 Тема 1. Гражданское право 17 Тема 2. Семейное право 5 Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений 7 Тема 4. Административное право 7 Тема 5. Уголовное право 7 Тема 6. Финансовое и образовательное право. 9 Тема 7. Процессуальное право 11 Итого 68 часов Цифровые образовательные ресурсы: http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://ed.gov.ru / - Федеральное агентство по образованию http://standart.edu.ru / - Федеральный государственный образовательный стандарт http://fgos.isiorao.ru / -Федеральные образовательные стандарты http://www.еgе. edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРАВУ10- 11 КЛАСС (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Количество часов 10 класс Юриспруденция как важная область человеческих знаний Возникновение права. Теории происхождения государства и права. Исторические особенности происхождения права у различных народов Принципы, аксиомы и презумпции права Система права Правовая норма Формы права Нормативно-правовой акт Правотворчество и процесс формирования права Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц Реализация права Толкование права: задачи и особенности Правоотношения: понятие, структура Виды правоотношений Правонарушения и их характеристика Практикум Юридическая ответственность: понятие и виды Правосознание и правовая культура Правовые системы современности Практикум «Правоотношения» Повторительно – обобщающий урок: «Система права. Правоотношения» Государство: понятие, признаки, функции Форма государства Организация власти и управления в стране Правовое государство и его сущность Конституция РФ – основной закон страны Основные положения Конституции РФ – основной закон страны Основы конституционного строя РФ Гражданство как правовая категория Правовой статус человека в демократическом правовом государстве Избирательная система и избирательный процесс (интеграция с курсом «Обществознание») Защита прав человека в государстве Правоохранительные органы, их виды и полномочия Повторительно – обобщающий урок: Государство и право» 11 класс № п/п Наименование разделов, тема урока Кол час. Виды контроля 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1 2 3-4 5-6 7 8 9-10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20-21 22 23 24 25 26 27 28 29 Раздел I. Основные отрасли российского права Тема 1. Гражданское право. Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. 49 Субъекты гражданских правоотношений. Предпринимательская деятельность и её регламентация. Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор. Наследование и его правовая регламентация. Право интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права. Авторское право. Ответственность за нарушение авторских прав. Формы защиты гражданских прав. 2 17 1 1 2 1 1 2 Работа с нормативными документами. Составить схему «Виды наследования», синквейн «Эмансипация» 1 1 1 1 2 Повторительно-обобщающий урок по 1 теме «Гражданское право». Тема 2. Семейное право 5 Семейное право как отрасль. 1 Правовое регулирование отношений 1 супругов. Права и обязанности членов семьи. 2 Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право». Тема 3. Трудовое право Трудовые правоотношения. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Дисциплина труда. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Способы защиты прав работников. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Повторительно-обобщающий урок по теме «Трудовое право». Тема 4. Административное право. Устный опрос, составить схему «Источники гражданского права» Письменные задания. Составить схему «Формы собственности» и таблицу «Приватизация и её цели» Работа с нормативными документами. Составить схему «Пути защиты материальных и нематериальных благ». Тест с различными уровнями сложности. Составить схему «Источники семейного права»,. Составить схему «Условия заключения брака». Сочинение по теме урока. Тест с сложности. различными 7 1 1 Сочинение по теме урока. 1 1 Практическая работа по теме урока. 1 1 Диктант по терминам. Составить план по теме урока. 1 Тест с сложности. 1 7 различными уровнями уровнями 30-31 Административные правоотношения. 32 Источники и субъекты 1 административного права. Признаки и виды административного 1 правонарушения. 33 2 Составить синквейн по теме урока. Составить сравнительную таблицу по теме урока. 2 39-40 Административная ответственность и административные наказания. Повторительно-обобщающий урок по теме «Административное право». Тема 5. Уголовное право. Принципы и источники уголовного права. Преступление. 2 Составить таблицу «Этапы привлечения к уголовной ответственности». Решение правовых задач. 41-42 Виды наказаний в уголовном праве. 2 Работа с нормативными документами. 43-44 Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовное право». Тема 6. Финансовое и образовательное право. Финансовое право. Права и обязанности вкладчиков. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Образовательное право. Повторительно-обобщающий урок по теме « Финансовое и образовательное право». Раздел II. Международное и экологическое право Тема 1. Международное право Основные принципы и источники международного права. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Защита жертв войны. Тема 2. Экологическое право Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Повторительно-обобщающий урок по теме «Международное и экологическое право». 2 Тест с сложности. 34-35 36 37-38 45-46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 7 2 Тест с сложности. различными различными уровнями уровнями 6 2 1 1 1 1 Диктант по терминам. Защита мини-проекта. Тест с различными сложности. уровнями 8 4 1 1 Работа с нормативными документами. 1 Практическая работа по теме урока. 1 4 1 Написание творческих работ. 1 1. 1 Сочинение по теме урока. Тест с сложности. различными уровнями 59 60-61 62 63 64 65 66 657 68 Раздел III. Основы российского судопроизводства Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Прохождение дела в суде. Меры процессуального принуждения. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии. Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы российского судопроизводства». Итоговое повторение по предмету «Право» 11 класс 8 1 2 1 1 1 Составить схему по теме урока. Составить план по теме урока. 1 1 1 Написание творческих работ. Тест с различными уровнями сложности. 1 Тест с сложности. различными уровнями Учебно-методический комплекс 1. Право. 11класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций: углубл. Уровень/ Лпод ред. А.Ю Лазебниковой. 2. Программа: Матвеев А.И. Программа. Право. 10 - 11 классы, профильный уровень (140 ч.). Ч. II. 11 класс (70 ч.) / А.И. Матвеев // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 - 11 кл. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — С. 82 — 83, 86 — 88. 3. В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009.