1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература». Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: Требования к предметным результатам освоения базового курса литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Выпускник на базовом уровне научится: 1. демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; 2. в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе XIX и XX веков; о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой 1. Содержание учебного предмета «Литература». Дидактической единицей программы определен учебный модуль - логически самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля. Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей программы стоят задачи - определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ). При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие - обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово - родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения. Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен следующими способами: историко-хронологическим изучением тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемно-тематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историко-литературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений. В приложении к примерной программе дается рекомендательный список литературы, который может быть дополнен или адаптирован с учетом особенностей региона, специфики образовательной организации (ее профиля, условий для реализации элективных и факультативных курсов, возможности сетевого партнерского взаимодействия с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями и др.). Деятельность на уроке литературы. Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1-2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений). Анализ художественного текста. Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста. Методы анализа. Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ. Работа с интерпретациями и смежными видами искусств, и областями знания. Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, - и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко - культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения). Самостоятельное чтение. Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста). Создание собственного текста. В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты». Использование ресурса. Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. 1. Заявленная в примерной программе вариативность учебного материала обеспечивается средствами общефедерального, региональных, а также общественных ресурсов, которые обслуживают составителя рабочей программы, учителя, планирующего образовательную деятельность и составляющего список для чтения; обучающегося, выполняющего самостоятельную работу: списками рекомендуемых к изучению в школе произведений русской, родной, мировой классики; аннотированными списками произведений XX - начала XXI в., рекомендуемых для включения в рабочую программу как для изучения на уроках, так и для самостоятельного чтения; тематическими подборками произведений, рекомендованных для освоения конкретных теоретико- и историко-литературных понятий; тезаурусом этих понятий или списком рекомендованных справочников, словарей и научно-методических работ по теории и истории литературы; подборкой учебного материала. 2. Эффективность литературного образования (формирования читательской компетенции) напрямую зависит от того, насколько полным и отвечающим интересам и потребностям всех участников образовательной деятельности будет библиотечное обеспечение: возможность обращаться к самым разным произведениям, историческим материалам, иллюстрациям, экранизациям и театральным постановкам. Доступность того или иного материала и его востребованность в ходе обучения должны быть направлены в первую очередь на формирование знаний о способах обеспечения личных и учебных потребностей в чтении или поиске информации, навыках их использования. Реализация библиотечного обеспечения образовательной деятельности может иметь самые разные варианты решения, зависящие от условий региона: развитие муниципальных публичных библиотек, системы мобильных библиотечных станций («библиомобилей»), надежное интернет- обслуживание и открытый доступ к цифровым библиотекам и др. Сетевое образовательное взаимодействие образовательной организации и библиотеки должно быть регламентировано рабочей программой образовательной организации и отражено в уставных и программных документах библиотеки. 3. Предложенный в примерной программе принцип достижения предметных результатов требует последовательной разработки новой методологии, которая определит типологию учебных заданий и сценариев организации самостоятельной работы; разработку и постоянное обновление пакета предлагаемых заданий, позволяющих сочетать использование урочных и внеурочных форм работы, привлечение нового литературного материала; возможные решения задач, с которыми учитель и ученик сталкиваются в самостоятельной читательской деятельности; разработку учебных пособий открытого типа (организующих самостоятельную продуктивную читательскую и текстовую деятельность). 4. На региональном и районном уровнях обеспечивается сетевое образовательное взаимодействие образовательной организации с учреждениями науки и культуры; нормативное правовое и программное обеспечение. Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе для 10-11-х классов. Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу. Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы. Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться - конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В. Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков: Поэзия середины и второй половины XIX века Реализм Х1Х-ХХ века Модернизм конца XIX - ХХ века Литература советского времени Современный литературный процесс Мировая литература Х1Х-ХХ века Родная (региональная) литература Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историко-литературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»), литературного направления (например, «модернизм»), культурноисторической эпохи (например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*. Список А Список В Список C Ф.И. Тютчев Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др. А.А. Фет Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое Поэзия середины и второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев «День и ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные селенья…» и др. А.А. Фет. Стихотворения: «На стоге сена ночью южной…», «Одним толчком согнать ладью живую…». А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» А.Н. Островский Пьеса «Гроза» И.А. Гончаров Роман «Обломов» И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» Роман-эпопея А.П. Чехов Пьеса «Вишневый сад» М. Горький Пьеса «На дне» дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…» и др. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), Поэма «Русские женщины» А.Н. Островский Пьеса «Бесприданница» И.А. Гончаров Роман «Обыкновенная история» И.С. Тургенев Роман «Дворянское гнездо» Ф.М. Достоевский Романы «Подросток», «Идиот» М.Е. Салтыков-Щедрин Романы «История одного города», «Господа Головлевы» Цикл «Сказки для детей изрядного возраста» Н.С. Лесков (ГОС-2ОО4 - 1 пр. по выбору) Повести и рассказы «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» Л.Н. Толстой Роман «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат» А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» Пьесы «Чайка», «Три сестры» И.А. Бунин Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья.», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора.» Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан- Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» М. Горький Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» мой, родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др. Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого праздника», «Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей…» Реализм XIX – XX века А.Н. Островский «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова» Н.А. Добролюбов. Статья «Луч света в темном царстве» Д.И. Писарев. Статья «Мотивы русской драмы» И.А. Гончаров. Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв» И.С. Тургенев. Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот» Ф.М. Достоевский. Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского» В.М. Гаршин. Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps» Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» (оригинальный текст), «Прохожий» (святочный рассказ) Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила» Рассказ «Пятница» Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», «Русский человек на rendezvous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася» Л.Н. Толстой. Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп» А.П. Чехов. Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная история», пьеса «Дядя Ваня». В.А. Гиляровский. Книга «Москва и москвичи» // Другие региональные произведения о родном городе, крае И.А. Бунин Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Митина любовь» Статья «Миссия русской эмиграции» А.И. Куприн. Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь». М. Горький. Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» Б.Н. Зайцев Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки». И.С. Шмелев Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето Господне». М.М. Зощенко* А.И.Солженицын* В.М. Шукшин* В.Г. Распутин*В.П. Астафьев* А.А. Блок Поэма «Двенадцать» А.А. Блок Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре...», «Когда Вы стоите на моем пути.», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека.», «О, весна, без конца и без краю.», «О доблестях, о подвигах, о славе .», «Она пришла с мороза.»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.», «Рожденные в года глухие.», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться.», «Пушкинскому Дому», «Скифы» Модернизм конца XIX - ХХ века А.А. Блок Стихотворения: «Ветер принес издалека.», «Встану я в утро туманное.», «Грешить бесстыдно, непробудно.», «Мы встречались с тобой на закате.», «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось дождем.», «Я - Гамлет. Холодеет кровь», «Я отрок, зажигаю свечи.», «Я пригвожден к трактирной стойке. «Поэма «Соловьиный сад» Л.Н. Андреев. Повести и рассказы: «Большой шлем», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». Пьеса «Жизнь человека» В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я» К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...» «Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени.», «Я изысканность русской медлительной речи...» A.А. Ахматова*О.Э. Мандельштам* Н.С. ГумилевСтихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы» B.В. Маяковский*, B. В. Хлебников. Стихотворения «Бобэоби пелись губы.», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони - дышат.», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать.», «О достоевский мо бегущей А.А. Ахматова Поэма «Реквием» А.А. Ахматова Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…» В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям» Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос М.И. Цветаева Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно… О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов тучи.», «Сегодня снова я пойду.», «Там, где жили свиристели.», «Усадьба ночью, чингисхань.». М.И. Цветаева* C.А. Есенин* В.В. Набоков* И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич Литература советского времени А.А. Ахматова «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Творчество», «Широк и желт вечерний свет…», «Я научилась просто, мудро жить…». «Поэма без героя» С.А. Есенин «Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…» Роман в стихах «Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст», «Черный человек» В.В. Маяковский Стихотворения: «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Уже второй должно быть ты легла…», «Юбилейное» Поэма: «Про это» М.И. Цветаева Стихотворения: «Все повторяю первый стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…» Очерк «Мой Пушкин» О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Лишив меня морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда ничей я не был современник…», «Сумерки свободы», «Я к губам подношу эту зелень…» Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Август», «Давай ронять слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про Оссиана…», «Notre Dame» Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Е.И. Замятин Роман «Мы» М.А. Булгаков Повесть сердце» Романы «Белая «Мастер и Маргарита» «Собачье гвардия», А.П. Платонов. Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» В.В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте» А.И. Солженицын Рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» Книга «Архипелаг ГУЛаг» В.Т. Шаламов Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест»,«Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева» И.А. Бродский Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик» эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним – не вчера…» Роман «Доктор Живаго» М.А. Булгаков Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира» А.П. Платонов Рассказы и повести: «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Мусорный ветер» М.А. Шолохов Роман «Поднятая целина». Книга рассказов «Донские рассказы» В.В. Набоков Романы «Машенька», «Защита Лужина» М.М. Зощенко Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык» И.Э. Бабель Книга рассказов «Конармия» А.А. Фадеев Романы «Разгром», «Молодая гвардия» И. Ильф, Е. Петров Романы «12 стульев», «Золотой теленок» Н.Р. Эрдман Пьеса «Самоубийца» А.Н. Островский Роман «Как закалялась сталь» А.И. Солженицын Повесть «Раковый корпус», статья «Жить не по лжи» В.Т. Шаламов Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый воздух», «Васька Денисов, похититель свиней», «Выходной день» В.М. Шукшин Рассказы «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива» Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Гдето в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…» А.Т. Твардовский Стихотворения: «В тот день, когда окончилась война…», «Вся суть в одном- единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» И.А. Бродский Стихотворения: «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…» Нобелевская лекция Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» Проза второй половины ХХ века Ф.А. Абрамов Роман «Братья и сестры» Ч.Т. Айтматов Повести «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары» В.П. Аксёнов Повести «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара» В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба». Повести: «Веселый солдат», «Пастух и пастушка» В.И. Белов Повесть «Привычное дело», книга «Лад» А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении» В.В. Быков Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников» Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война» Г.Н. Владимов Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия» В.Н. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042» В.С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба» С.Д. Довлатов Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник» Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей» Ф.А. Искандер «Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы» Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал» В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка» Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы» Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!» В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда» В.Г. Распутин Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц» А. и Б. Стругацкие Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне» Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен» В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось» Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры» А.В. Вампилов Пьесы «Старший сын», «Утиная охота» А.М. Володин Пьеса «Назначение» В.С. Розов Пьеса «Гнездо глухаря» М.М. Рощин Пьеса «Валентин и Валентина» Поэзия второй половины XX века Б.А. Ахмадулина А.А. Вознесенский В.С. Высоцкий Е.А. Евтушенко Ю.П. Кузнецов А.С. Кушнер Ю.Д. Левитанский Л.Н. Мартынов Вс.Н. Некрасов Б.Ш. Окуджава Д.С. Самойлов Г.В. Сапгир Б.А. Слуцкий В.Н. Соколов В.А. Солоухин А.А. Тарковский О.Г. Чухонцев Современный литературный процесс Б.Акунин «Азазель» С. Алексиевич Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» Д.Л. Быков Стихотворения, рассказы, Лекции о русской литературе Э.Веркин Повесть «Облачный полк» Б.П. Екимов Повесть «Пиночет» А.В. Иванов Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта» В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный» В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга «Жизнь насекомых» М. Петросян Роман «Дом, в котором…» Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена» З. Прилепин Роман «Санькя» В.А. Пьецух «Шкаф» Д.И. Рубина Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками» О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы» Роман «2017» Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели». Роман «Кысь» Л.Е. Улицкая Рассказы, повесть «Сонечка» Е.С. Чижова Роман «Крошки Цахес» Мировая литература Г. Аполлинер Стихотворения О. Бальзак Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа» Г. Белль Роман «Глазами клоуна» Ш. Бодлер Стихотворения Р. Брэдбери Роман «451 градус по Фаренгейту» П. Верлен Стихотворения Э. Верхарн Стихотворения У. Голдинг Роман «Повелитель мух» Ч. Диккенс «Лавка древностей», «Рождественская история» Г. Ибсен Пьеса «Нора» А. Камю Повесть «Посторонний» Ф. Кафка Рассказ «Превращение» Х. Ли Роман «Убить пересмешника» Г.Г. Маркес Роман «Сто лет одиночества» М. Метерлинк Пьеса «Слепые» Г. де Мопассан «Милый друг» У.С. Моэм Роман «Театр» Д. Оруэлл Роман «1984» Э.М. Ремарк Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища» А. Рембо Стихотворения P.M. Рильке Стихотворения Д. Селлинджер Роман «Над пропастью во ржи» У. Старк Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи» Ф. Стендаль Роман «Пармская обитель» Г. Уэллс Роман «Машина времени» Г. Флобер Роман «Мадам Бовари» О. Хаксли Роман «О дивный новый мир», Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие» А. Франк Книга «Дневник Анны Франк» Б. Шоу Пьеса «Пигмалион» У. Эко Роман «Имя Розы» Т.С. Элиот Стихотворения Родная (региональная) литература Данный раздел списка определяется школой в соответствии с ее региональной принадлежностью Литература народов России Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов (предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации) 3. Тематическое планирование по учебному предмету «Литература» 10 класс (базовый уровень) № Тема урока Введение. «Прекрасное начало…». Русская литература XIX века (первая половина) (12 час.). 2-3. А.С.Пушкин «Медный всадник». 4-5. А.С.Пушкин Лирика 6-7. М.Ю.Лермонтов. Лирика. 8-9. М.Ю.Лермонтов «Демон». 10-11. Н.В.Гоголь. Повести. «Невский проспект». 1. 12-13. Н.В.Гоголь «Нос». Русская литература XIX века (вторая половина) (89 час.). 14-15. Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века. Тест по теме: «Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века.» 16. Творчество А.Н.Островского. «Гроза» 17. Изображение «затерянного мира» города Калинова. 18. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса. 19. Трагедия совести и её разрешение в пьесе. 20. Роль второстепенных персонажей. 21. Многозначность названия пьесы, символика деталей. 22-23. Р.Р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского. 24. Творчество И.А.Гончарова. «Обломов» 25. Быт и бытие И.И.Обломова. 26. Внутренняя противоречивость натуры героя. 27. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. 28. Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. 29. Роман «Обломов» в русской критике. 30-31. Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Гончарова. 32. Творчество И.С.Тургенева. «Отцы и дети». 33. Отражение в романе проблематики эпохи. 34. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. 35. Базаров и Аркадий. 36. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. 37. Любовная линия в романе. 38. Противостояние двух поколений русской интеллигенции. 39. Философские итоги романа. Кол-во часов 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Русская критика о романе и его герое. Р.Р. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Творчество Н.А.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Стихия народной жизни и её яркие представители. Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Р.Р. Сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Лирика Ф.И.Тютчева. Лирика А.А.Фета. А.К.Толстой. Тест по лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Творчество Н.С.Лескова. «Очарованный странник» Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины. Сказочный характер повествования. Р.Р. Сочинение по повести «Очарованный странник». Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки. Сатирическое осмысление проблем государственной власти. Развенчание обывательской психологии. Приёмы сатирического воссоздания действительности. Соотношение нравственного идеала и действительности в сатире. Творчество Л.Н.Толстого. «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Критическое изображение высшего света в романе. Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. 74. Этапы духовного самосовершенствования А.Болконского. 75. Этапы духовного самосовершенствования П.Безухова. 76. Сложность и противоречивость жизненного пути героев. 77. «Мысль семейная» и её развитие в романе. 78. Черты нравственного идеала автора в женских образах. 79. «Мысль народная». 80. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона. 81. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны». 82. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. 83. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской литературы. 84-85. Р.Р. Сочинение по роману «Война и мир». 86. Творчество Ф.М.Достоевского. «Преступление и наказание». 87. Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. 88. Образ Петербурга. 89. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности. 90. Образ Раскольникова и тема «гордого человека». 91. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. 92. Сны героя. 40. 41-42. 43-44. 45. 46. 47. 48. 49-50. 51-53. 54-55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62-63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 93-94. Нравственно-философский смысл преступления Р.Раскольникова. 95-96. Р.Р. Сочинение по роману «Преступление и наказание». 97-99. Творчество А.П.Чехова 100Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. 101. 102 Обобщающий урок. Итого и наказания 2 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 102 10 класс (углубленный уровень) № 1. 2. 3. 4-5. 6-7. 8. 9. 10-11. 12. 13-14. 15. 16-17. 18-19. 20. 21-22. 23. 24. 25. 26. 27 . 28. 29. 30. 31-32. 33. Тема Введение. «Прекрасное начало…». Общая характеристика русской литературы XIX века. Русская литература XIX века (первая половина) (18 час.). А.С. Пушкин. Тайна гения. Петербургская повесть «Медный всадник». Мотивы лирики А.С. Пушкина. Колво уроков 1 ч. 1ч. 1 ч. 2ч. 2 ч. Р.Р. «Мой Пушкин» : презентация любимого стихотворения А.С. Пушкина. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта М.Ю. Лермонтов. Лирика. Р.Р. Анализ лирического произведения. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Демон». Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя Н.В. Гоголь. Повести. «Невский проспект» Н.В. Гоголь «Нос». Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя. Русская литература XIX века (вторая половина) (116 час.). Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века. Тест по теме: «Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века.» Творчество А.Н. Островского. А.Н Островский и национальный русский театр. Драма «Гроза» 1ч. 1ч. 2 ч. Изображение «затерянного мира» города Калинова. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса. Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Роль второстепенных персонажей. Многозначность названия пьесы, символика деталей. Оценка драмы «Гроза» русской критикой. Р.Р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского. И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч. 2 ч. 1 ч. 1ч. 2 ч. 1ч. 2 ч. 2 ч. 1ч. 2 ч. 1 ч. 1ч. 34. 35-36. 37. 38. 39. 40. 41. Роман «Обломов». Проблематика. Композиция Быт и бытие И.И.Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя. Р.Р.«Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Р.р. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Роман «Обломов» в русской критике. 1ч. 2 ч. 1ч. 1 ч. 1ч. 1 ч. 42-43 . 44. 45. Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Гончарова. 2 ч. И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция. Отражение в романе проблематики эпохи. 1 ч. 46. 1 ч. 1ч. 1 ч. 47. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. 48. Базаров и Аркадий. 49-50. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Оценка «отцов» русской критикой. 51. Женские образы в романе. 52. Любовь и счастье в романе «Отцы и дети» 1 ч. 1 ч. Противостояние двух поколений русской интеллигенции. Смерть Базарова. Эпилог романа. Философские итоги романа. Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» .Русская критика о романе и его герое. 57-58. Р.Р. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева. 59-61 Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» . 62. Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова 63. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 64. Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. 65-66. Стихия народной жизни и её яркие представители. 67. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. 68. Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. 69-70. Р.Р. Сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» 71-73. Лирика Ф.И.Тютчева. 74-75. Лирика А.А.Фета. 76-77. А.К.Толстой. 78. Тест по лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 79-80. Творчество Н.С.Лескова. «Очарованный странник» 81. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести 82. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины. 83. Сказочный характер повествования. 84-85 Р.Р. Сочинение по повести «Очарованный странник». 1 ч. 1ч. 1 ч. 53. 54. 55. 56 . 2 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. . 86. 87-88 89. 90. М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя. Сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина. Сатирическое осмысление проблем государственной власти. Развенчание обывательской психологии. 1ч. 2ч. 1 ч. Приёмы сатирического воссоздания действительности. Соотношение нравственного идеала и действительности в сатире. Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция 95. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. 96-97. Критическое изображение высшего света в романе. 98. Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. 99Этапы духовного самосовершенствования А.Болконского. 100. 101Этапы духовного самосовершенствования П.Безухова. 102. 103. Сложность и противоречивость жизненного пути героев. 104«Мысль семейная» и её развитие в романе. 105. 106Черты нравственного идеала автора в женских образах. 107. 108. Р.Р. «Что есть красота?» Наташа Ростова 109. «Мысль народная». 110. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона. 111. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны». 112. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. 113. Изображение мирной жизни в эпилоге романа 114. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской литературы. 115Р.Р. Сочинение по роману «Война и мир». 116. 117. Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир . 118. «Преступление и наказание». История создания романа. 119. Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. 120. Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых» 121. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности. 122. Образ Раскольникова и тема «гордого человека». 123Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. 124. 125. Сны героя. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 91. 92. 93. 94. 126127. 128- Нравственно-философский смысл преступления Р.Раскольникова. Р.Р. Сочинение по роману «Преступление и наказание». и наказания 1 ч. 1ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 129. 130132 . 133134. 135 136. Итого Художественный мир А. П. Чехова. Рассказы А.П. Чехова. 3 ч. Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. 2 ч. Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века. Анализ итоговой работы. 2ч. 136 11 класс № Тема Кол-во часов Введение 1. Сложность и самобытность русской литературы 20 века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории Русская литература начала 20 века 1 2-3. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве Лев Толстой в начале 20 века: итоги и перспективы реализма 2 5-6. А.П. Чехов: преодоление романтических иллюзий и «футлярности» человеческой жизни И.А. Бунин 2 7. И.А. Бунин: очерк жизни и творчества. Творческий практикум: анализ стихотворений и рассказов писателя Изображение кризиса буржуазной цивилизации в рассказе «Господин из Сан - Франциско» Анализ рассказа «Чистый понедельник» (цикл «Тёмные аллеи») «Лёгкое дыхание». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности Сочинение по творчеству И.А. Бунина 1 4. 8. 9. 10. 11. 1 1 1 1 1 М. Горький 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. М. Горький: судьба и творчество. Особенности ранних рассказов М. Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Анализ рассказа М. Горького «Челкаш Анализ пьесы М. Горького «На дне». Система образов драмы Спор о назначении человека в пьесе М. Горького «На дне» Сочинение по творчеству М. Горького А.И. Куприн 1 1 1 1 1 А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир 1 писателя. Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви (анализ 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. рассказа «Гранатовый браслет») Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся» Серебряный век русской поэзии Основные направления в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм) Символизм и русские поэты – символисты В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики. К.Д. Бальмонт. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта А.А. Блок А.А. Блок: личность и творчество. Художественный мир А. А. Блока. «Трилогия вочеловечения» Философская идея Вечной Женственности в лирике А. А. Блока Развитие темы Родины в лирике А. А. Блока Анализ поэмы «Двенадцать» Сочинение по творчеству А. А. Блока Преодолевшие символизм И. Анненский: между символизмом и акмеизмом Н.С. Гумилёв Биография Н. С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н. С. Гумилёв Письменная работа по творчеству Н. С. Гумилёва А.А. Ахматова А.А. Ахматова: очерк жизни и творчества Художественное своеобразие «лирического романа» Ахматовой Гражданская лирика. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой Анализ поэмы «Реквием» Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой М.И Цветаева М.И. Цветаева: очерк жизни и творчества. Раннее творчество Основные темы и мотивы поэзии Цветаевой Письменная работа по творчеству М.И. Цветаевой «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» 40. Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чѐрного, Дон Аминадо. Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов 41-42. Тема Родины и революции в произведениях Д. Фурманова, А. Фадеева, И. Бабеля 43. Юмористическая и сатирическая проза 20-х годов. Рассказы М.М. Зощенко. Романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова В.В. Маяковский 44. Очерк жизни и творчества В. В. Маяковского. Дореволюционная лирика поэта 45. Анализ поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах» 46. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского 47. Любовная лирика В. В. Маяковского 48. Сатирические стихотворения В. В. Маяковского 37. 38. 39. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского С.А. Есенин С.А Есенин: поэзия и судьба Человек и природа в лирике С.А. Есенина Тема Родины и её судьбы в лирике С.А. Есенина Поздняя лирика С.А. Есенина Сочинение по творчеству С.А. Есенина Литературный процесс 1930 – 1940-х годов Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве Знакомство с романом Н. А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой О. Э. Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы. А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя М.А. Шолохов М.А. Шолохов: жизненный и творческий путь «Донские рассказы» — новеллистический пролог «Тихого Дона» «Тихий Дон». Смысл названия и эпиграфов Судьба и характер Григория Мелехова Изображение войны в романе «Тихий Дон» Идея Дома и святости семейного очага. Финал романа Сочинение по творчеству М.А. Шолохова М.А. Булгаков М.А. Булгаков: жизнь и творчество. Судьба книги: творческая история романа «Мастер и Маргарита Сатирическая «дьяволиада»: объекты и приёмы сатиры в романе «Мастер и Маргарита История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа «Роман в романе»: нравственно-философское звучание ершалаимских глав Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Особенности жанра Сочинение по творчеству М.А. Булгакова Б.Л. Пастернак Б.Л. Пастернак: очерк жизни и творчества. Человек и природа в лирике Б. Л. Пастернака Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака Письменная работа по лирике Б. Л. Пастернака А.П. Платонов Жизнь и творчество А.П. Платонова Тип платоновского героя — мечтателя, романтика и правдоискателя в повести «Сокровенный человек» Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия Письменная работа по творчеству А. П. Платонова Литература периода Великой Отечественной войны Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей А.Т. Твардовский. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет Философская проблематика поздней реалистической лирики А. Т. Твардовского Литературный процесс 1950 – 1980-х годов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Осмысление Великой Победы в поэзии и прозе «Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель» 83. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960—1970-х годов 84. «Деревенская» и «городская» проза 1950—1980-х годов 85. Историческая романистика 1960—1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970—1980-х годов 86. В.М. Шукшин: биография и творчество. Обзор. Анализ рассказа «Чудик» 87. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков» 88. Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина 89. Поэзия Н.М. Рубцова 90. В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царь-рыба» 91. Проза В. П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник» («Последний поклон»), повести «Пастух и пастушка» 92. В.Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и проблематики прозы писателя 93. Очерк жизни и творчества А. И. Солженицына. Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор» 94-95. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича 96. Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына Новейшая русская проза и поэзия 97. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы и поэзии. Эссе 98. Поэзия и судьба Иосифа Бродского 99. Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урокобобщение Итого 81. 82. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 99