РП по учебному предмету "Экономика" для обучающихся 10-11 классов 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике для 10-11 классов составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, примерной программы среднего общего образования по
предмету «Экономика» (профильный уровень), основной образовательной
программы среднего общего образования и учебного плана Лицея
Финансового университета.
На изучение курса экономики выделено 68, в том числе в 10 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Предмет и метод экономической науки
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни
общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности
людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей
и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты.
Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки.
Измерение экономических величин. Даровые (свободные) и экономические
(ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства
экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности
труда.
Экономические системы
Понятие об экономических системах и основные критерии их
разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения
фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и
его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической
системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей.
Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха
смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и
минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы.
Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в
смешанной экономической системе.
Спрос, предложение и рыночное равновесие
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые,
эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного
равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования
рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая
торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом)
капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между
собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения
покупателей и продавцов.

Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы,
влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое
применение теории эластичности.
Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности.
Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
Индивидуальный спрос.
Фирма, производство и издержки
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические
издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на
прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы.
Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие
о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и
переменных затратах. Средние и предельные затраты.
Конкуренция и рыночные структуры
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия.
Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по
типу конкуренции.
11 КЛАСС
Рынки факторов производства и распределение доходов
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок
земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Деньги и банковская система
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки.
Кредит.
Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и
государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан. Денежная
система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения
различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при
расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения.
Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Валовой внутренний продукт
Понятие ВВП и ВНП. Конечные товары и услуги, промежуточный
продукт. Методы исчисления ВВП. Метод суммирования потока затрат.
Метод суммирования потока доходов. Личные потребительские доходы,
валовые внутренние частные инвестиции, чистый экспорт товаров и услуг,
торговый баланс, добавленная стоимость, косвенные налоги, прямые налоги,

факторные доходы, государственные трансфертные платежи, чистый
национальный продукт, национальный доход. Распределение национального
дохода страны. Государственный бюджет и его роль в перераспределении
национального дохода. Личный доход и располагаемый доход. Совокупный
национальный доход, совокупный располагаемый доход, личные налоги.
Номинальный и реальный ВВП.
Макроэкономическое равновесие
Доход, потребление и сбережения. Автономное потребление.
Индуцированное потребление и функция потребления. Сбережения.
Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к
сбережениям. Равновесный уровень национального дохода. Неравновесное
состояние экономики. Автономные инвестиции, индуцированные инвестиции,
автономные затраты частного сектора, общие автономные затраты, общие
сбережения. Влияние инвестиций на равновесное состояние экономики.
Государственные затраты и равновесие. Совокупный спрос. Совокупное
предложение.
Экономический цикл. Занятость и безработица
Циклические колебания экономики как следствие нарушения
равновесного состояния экономики. Экономический цикл и его фазы.
Продолжительность экономического цикла. Эндогенные и экзогенные
факторы циклических колебаний. Теории экономического цикла. Принцип
акселерации, потенциальный (естественный) уровень ВВП.
Колебания занятости и безработицы как следствие циклических
колебаний. Норма безработицы. Занятые и безработные. Норма безработицы.
Причины безработицы. Фрикционная безработица, структурная безработица,
технологическая безработица, циклическая и скрытая безработица.
Естественная безработица и полная занятость. Экономические и социальные
последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование
занятости.
Кейнсианские
рецепты.
Регулирование
уровня
и
продолжительности безработицы.
Инфляция
Инфляция, дефляция, дезинфляция, индекс – дефлятор ВВП, норма
инфляции. Измерение инфляции. Причины инфляции. Избыточный спрос.
Рост издержек. Инфляционные ожидания. Темпы роста цен и формы
инфляции. Нормальная и умеренная инфляция, галопирующая инфляция и
гиперинфляция. Влияние различных форм инфляции на экономику.
Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных социальных групп.
Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие
инфляции
и
перераспределение
доходов.
Кривая
Филипса.
Антиинфляционная политика и политика по регулированию занятости.
Экономический рост
Понятие экономического роста. Содержание экономического роста.
Значение экономического роста. Показатели экономического роста и его

измерение.
Абсолютный
прирост
ВВП.
Темп
прироста
ВВП.
Производственная функция и факторы экономического роста. Экстенсивные
и интенсивные факторы экономического роста.
Экономика и государство
Нестабильность рыночной системы и политика экономической
стабилизации. Взаимосвязь направлений экономической политики.
Инструменты экономической политики. Бюджетно-финансовая политика.
Доходы государственного бюджета. Фискальная политика, бюджетный
дефицит, бюджетный профицит. Инструменты экономической политики.
Кредитно-денежная политика. Регулирование деятельности коммерческих
банков. Изменение резервных норм коммерческих банков. Операции на
открытом рынке. Политика регулирования учетной ставки. Политика
«дешевых» и «дорогих» денег Роль государства в стимулировании
экономического роста. Задачи политики стимулирования экономического
роста. Бюджетно-финансовое стимулирование. Политика в отношении
бюджетного дефицита. Налоги и Кривая Лаффера. Последствия превышения
налогообложения. Экономическая политика и государственный долг.
Причины образования государственного долга.
Международная торговля и валютный рынок
Мировое хозяйство и международное разделение труда. Открытость
экономики и интернационализация производства. Международное разделение
труда.
Глобализация и ее последствия. Открытость экономики. Группы стран в
мировом хозяйстве. Международная торговля. Принцип абсолютного
преимущества. Принцип сравнительного преимущества. Неотехнологические
теории международной торговли. Закономерности развития мировойторговли.
Внешняя торговля России. Формы и методы международной торговли
Внешнеторговая политика. Таможенные пошлины. Нетарифные инструменты
внешнеторговой политики. Международное регулирование торговли.
Валютный рынок. Виды валютных курсов. Спрос и предложение валют.
Паритет покупательской способности. Изменения курса валют. Факторы,
влияющие на валютный курс. Валютные интервенции. Валютная политика.
Мировая валютная система. Бреттон-Вудская валютная система. Ямайская
валютная система.
Международное движение капиталов. Платёжный баланс.
Экономическая интеграция
Международное движение капиталов. Международный рынок ссудных
капиталов. Еврорынок. Внешний долг развивающихся стран. Международные
финансовые организации. Россия на мировом рынке ссудных капиталов.
Экспорт предпринимательского капитала. Россия как экспортер и импортер
предпринимательского капитала. Платежный баланс. Содержание и структура
платежного баланса. Характеристика статей платежного баланса. Платежный
баланс России. Международная экономическая интеграция. Европейский
союз. Зоны свободной торговли. Протекционизм и фритредерство. ВТО.
Преимущества и недостатки политики свободной торговли. Проблемы

интеграции в СНГ.
Переход к рыночной экономике в России
Кризис административно-плановой системы и необходимость перехода
к рыночной экономике. Особенности перехода к рыночной системе в России.
Либерализация хозяйственной деятельности. Финансовая стабилизация,
шоковая терапия, приватизация и ее этапы. Макроэкономическая
стабилизация. Структурные преобразования. Механизм приватизации и ее
результаты. Институциональные преобразования. Формированиефинансового
рынка и банковской сферы. Формирование рыночной инфраструктуры.
Преобразования в социальной сфере, «социальная цена»реформ. Содержание
рыночных преобразований на современном этапе экономического развития
России Потенциал России и возможности экономического роста
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ЭКОНОМИКЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
курса экономики на углублённом уровне являются:
– понимание основ поведения в экономической сфере для
осуществления осознанного выбора будущей профессии и специализации;
– использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни для решения практических задач,
связанных с жизненными ситуациями; совершенствование собственной
познавательной деятельности; оценка происходящих событий и поведения
людей с экономической точки зрения;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения;
– готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней
школы курса экономики на углублённом уровне являются:
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических и
аналитических задач;
– готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
– Определять границы применимости методов экономической теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных
возможностей и характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках
производства.
Микроэкономика
– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения
продавцов и покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы
спроса и предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на
спрос и предложение;
– приводить примеры товаров Гиффена;

– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
– объяснять
и
отличать
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности;
– приводить
примеры
российских
предприятий
разных
организационно-правовых форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его
применения;
– различать и представлять посредством инфографики виды издержек
производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для
экономики государства;
– объяснять
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
– сравнивать виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять
практическое
назначение
основных
функций
менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность
труда.
Макроэкономика
– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной
экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного
бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и
экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на
формирование величины денежной массы;
– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры, как банки делают деньги;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики
государства;

– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для
снижения уровня безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
– приводить примеры экономических циклов в разные исторические
эпохи.
Международная экономика
– Объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на
государственном уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на
валютный курс;
– различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических
отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социальноэкономическом развитии общества;
– объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
Основные концепции экономики
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической
информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей сэкономической
точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических
задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в
источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального, правомерного и социально
одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения
и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

– критически осмысливать актуальную экономическую информацию
по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать
на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
– использовать
приобретенные
ключевые
компетенции
по
микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в
области экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей сэкономической
точки зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный
финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной
жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского
характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи,
отражающие типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнесплана.
Макроэкономика
– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию
по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и
налогово-бюджетную
политику,
используемую
государством
для
стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении
учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных
макроэкономических задач;
– анализировать события общественной и политической жизни
разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с
экономической точки зрения;

– использовать приобретенные знания для решения практических
задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей
и современной ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи,
отражающие типичные макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике
от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной
информации из неадаптированных источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства.
Международная экономика
– Работать с материалами средств массовой информации,
составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам,
находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая
обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки
зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических,
демографических,
миграционных
процессах,
понимать
механизм
взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи,
отражающие типичные жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями
профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат
экономические знания по данному учебному предмету;
– использовать экономические знания и опыт самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики;
– владеть пониманием особенностей формирования рыночной
экономики и роли государства в современном мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п

Название темы

В том числе
Количество
Контрольные
часов на
работы,
изучение
практикумы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Предмет и метод
экономической науки
Экономические системы
Спрос, предложение и рыночное
Равновесие
Эластичность спроса и
Предложения
Поведение потребителя
Фирма. Производство и
Издержки
Конкуренция и рыночные
Структуры
Всего часов

4

1

4
4

1
1

4

1

10
4

1
1

4

1

34

8

11 класс
№
п/п

Название темы

Рынки факторов производства
Деньги и банковская система
Валовый внутренний продукт
Макроэкономический
равновесие
5. Экономический цикл. Занятость
и безработица
6. Инфляция
7. Экономический рост
8. Экономика и государство
9. Международная торговля и
валютный рынок
10. Международное движение
капиталов. Платежный баланс.
Экономическая интеграция
11. Переход к рыночной экономике
в России
Всего часов
1.
2.
3.
4.

В том числе
Количество
Контрольные
часов на
работы,
изучение
практикумы
2
1
2
1
2
1
4
1
4

1

4
4
4
1

1
1
1
1

3

1

4

1

34

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Хасбулатов Р. И. Экономика. Базовый и углублённый уровни. 10-11
классы. М., Дорфа, 2023.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Иванов С.И., Скляр М.А., Линьков А.Я. Экономика. Основы
экономической теории. Углубленный курс. 10-11 классы. М., ВитаПресс, 2015.
2. Михеева
С.А., Шереметова В.В., Скляр М.А. Практикум
поэкономике. Книга 1, 2. Углубленный уровень. М., Вита-Пресс,
2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
2. Образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru
3. Образовательно-справочный
портал
по
экономикеhttp://www.economicus.ru
4. Министерство
торговли
и
промышленности
РФ http://minpromtorg.gov.ru
5. Министерство
экономического
развития
РФhttp://economy.gov.ru/minec/main
6. Торгово-промышленная палата РФ http://tpprf.ru/ru/
7. Банк России https://www.cbr.ru
8. Сайт журнала «Вопросы экономики» http://www.vopreco.ru
9. Газета «Коммерсант» https://www.kommersant.ru
10.
Журнал «Эксперт» http://expert.ru
11.
Информационное аналитическое агентство http://www.rbc.ru
12.
Центр экономических и финансовых исследований и разработок
http://www.cefir.ru
13.
Обзорная информация по мировой экономике http://www.ereport.ru
14.
Агентство консультаций http://www.akdi.ru
15.
МФ РФ статистика http://www.eeg.ru
16.
Институт экономики переходного периода http://www.iet.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».