1. Планируемые результаты Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2) знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации); 3) знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции; 4) осознанное понимание и сопереживание чувствам других в межличностном взаимодействии. 5) полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; Обучающиеся научатся: 1) применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира; 2) применять техники и приемы эффективного общения; 3) адекватно анализировать собственные проблемы; 4) использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа. 5) понимать свои чувства, контролировать их и рассказывать о них другим; 6) видеть свою уникальность и неповторимость; 7) понимать своих сверстников и взрослых, строить с ними конструктивные отношения; 8) понимать особенности собственного эмоционального мира; 9) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; 10) осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); 11) самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями; 12) формулировать свое собственное мнение и позицию. Обучающиеся получат возможность научиться: 1) самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; 2) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 3) проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; 4) анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы; 5) толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать; 6) анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; 7) прогнозировать последствия собственных поступков; 8) устанавливать и сравнивать различные точки зрении, прежде чем принимать решения и делать выбор. 2. Содержание учебного предмета Содержание программы включает в себя три раздела. Первый раздел «Общая характеристика психологии как науки» поможет школьникам оценить практическое значение и осознать стоящие перед наукой психологии предметные задачи. В данном разделе предусмотрено знакомство с основными методами психологии и практическое апробирование применения объективных и описательных методов для самоанализа и изучения социальной группы классного коллектива. Второй раздел программы «Психические процессы» позволяет познакомить школьников с основными познавательными процессами на основе знаний о высшей нервной деятельности. В процессе изучения данного раздела происходит не только изучение основных характеристик высших психических функций (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), но и предоставляется возможность ученику осуществить практические работы, направленные на оценку собственных психических процессов. Таким образом, подростки учатся находить собственные сильные стороны, оценивать психологические явления с точки зрения современной психофизиологии, рационально строить свой режим труда и отдыха, находить возможности личностного рост и саморазвития. Раздел «Психические свойства личности» предназначен для логичного завершения изучения курса «Основы психологии». Основываясь на знаниях, полученных на уроках биологии и обществознания, учащиеся переносят такие понятия как «личность», «мотивация», «способности», «темперамент», «характер» из сферы условно теоретических знаний в практическую действительность. 3. Тематическое планирование Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 27 28 29 30 31 32 33 34 Итого Название раздела и тема урока Количество часов Общая характеристика психологии как науки Вводное занятие. Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли психологии. 4 1 1 Методологические основы психологии. Основные методы психологических исследований. Механизмы психологического воздействия на человека. 1 Личность как предмет психологического исследования Психологическая характеристика личности. Индивидуальные особенности личности. Способности и задатки. Характер и темперамент. Понятие акцентуации характера. Практическое занятие. Эмоциональная жизнь личности. Эмоции и чувства. Стресс и способы его урегулирования. Познавательные процессы Познавательные процессы. Ощущение и восприятие Внимание. Понятие внимания. Свойства внимания. Память. Общая характеристика процессов памяти. Практическая работа. («Внимание. Устойчивость внимания.») Воображение. Приемы развития воображения. Мышление. Практическая работа. («Способности. Творческий потенциал.») Эмоционально-волевые процессы Общее представление о воле. Развитие и восприятие воли. 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 Воля и принятие решений в неопределенной ситуации. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Чувство любви – основа брака и семьи. Практическая работа. («Проективные методики при оценки эмоциональных состояний»). Психические свойства личности Личность. Общее понятие о личности. Мотивация. Понятия мотивации, потребности, мотива. Способности. Понятие способностей. Общие и специальные способности. Темперамент. Понятие темперамента. Характеристика типов темперамента. Практическая работа. («Темперамент. Изучение своего типа темперамента.») Характер. Понятие характера. Типология характеров. Черты характера и отношения личности. Формирование характера. Обобщение по курсу «Основы психологии» 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 34 11 класс № Название раздела и тема урока Количество часов 1 2 Общая характеристика психологии как науки Вводное занятие. Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли психологии. 4 1 1 3 4 История развития психологии. Отрасли психологии. 1 1 Познавательные процессы, способности Внимание, структура, концентрация, свойства. Память. Виды, механизмы запоминания. Мышление. Мыслительные операции, активизация мышления. Творческие способности. Креативность. Мозг и психика. Межполушарная асимметрия. Специализация полушарий. Личность Личность. Индивидуальная теория личности (А.Адлер) Гуманистическая теория личности (А. Маслоу) Темперамент. Характер. Самопознание «Я - концепция». Самоотношение. Эмоции и чувства. Экология любви. Дружба Саморегуляция Стресс. 6 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 Саморегуляция. Профилактика аддиктивного поведения Позитивное мышление. Возрастная психология Психологические особенности развития ребенка. От рождения до школы. Критические периоды детства. Подростковый возраст. Характерные реакции подросткового возраста. Юность. Особенности выбора цели в жизни. «Самопрограмирование» на успех. Обобщающий урок. 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Итого