РП по учебному предмету "Психология" для обучающихся 10 -11 классов

1. Планируемые результаты
Личностные результаты:

1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:

1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации
из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:

1)
приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2)
знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика,
интонации);
3)
знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы
саморегуляции;
4)
осознанное понимание и сопереживание чувствам других в межличностном
взаимодействии.
5)
полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах
деятельности;
Обучающиеся научатся:

1)
применять полученные знания в жизни для развития своих способностей,
рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;
2)
применять техники и приемы эффективного общения;
3)
адекватно анализировать собственные проблемы;
4)
использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.
5)
понимать свои чувства, контролировать их и рассказывать о них другим;
6)
видеть свою уникальность и неповторимость;

7)
понимать своих сверстников и взрослых, строить с ними конструктивные
отношения;
8)
понимать особенности собственного эмоционального мира;
9)
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
10)
осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников);
11)
самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
12)
формулировать свое собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:

1)
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
2)
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
3)
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
4)
анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы;
5)
толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;
6)
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
7)
прогнозировать последствия собственных поступков;
8)
устанавливать и сравнивать различные точки зрении, прежде чем принимать
решения и делать выбор.

2. Содержание учебного предмета
Содержание программы включает в себя три раздела. Первый раздел «Общая
характеристика психологии как науки» поможет школьникам оценить практическое
значение и осознать стоящие перед наукой психологии предметные задачи. В данном
разделе предусмотрено знакомство с основными методами психологии и практическое
апробирование применения объективных и описательных методов для самоанализа и
изучения социальной группы классного коллектива.
Второй раздел программы «Психические процессы» позволяет познакомить
школьников с основными познавательными процессами на основе знаний о высшей
нервной деятельности. В процессе изучения данного раздела происходит не только
изучение основных характеристик высших психических функций (ощущение, восприятие,
внимание, память, мышление, речь, воображение), но и предоставляется возможность
ученику осуществить практические работы, направленные на оценку собственных
психических процессов. Таким образом, подростки учатся находить собственные сильные
стороны, оценивать психологические явления с точки зрения современной
психофизиологии, рационально строить свой режим труда и отдыха, находить возможности
личностного рост и саморазвития.
Раздел «Психические свойства личности» предназначен для логичного завершения
изучения курса «Основы психологии». Основываясь на знаниях, полученных на уроках
биологии и обществознания, учащиеся переносят такие понятия как «личность»,
«мотивация», «способности», «темперамент», «характер» из сферы условно теоретических
знаний в практическую действительность.

3. Тематическое планирование
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.

10 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

27
28
29
30
31
32
33
34
Итого

Название раздела и тема урока

Количество
часов

Общая характеристика психологии как науки
Вводное занятие.
Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли психологии.

4
1
1

Методологические основы психологии. Основные методы психологических
исследований.
Механизмы психологического воздействия на человека.

1

Личность как предмет психологического исследования
Психологическая характеристика личности.
Индивидуальные особенности личности.
Способности и задатки.
Характер и темперамент.
Понятие акцентуации характера.
Практическое занятие.
Эмоциональная жизнь личности.
Эмоции и чувства.
Стресс и способы его урегулирования.
Познавательные процессы
Познавательные процессы. Ощущение и восприятие
Внимание. Понятие внимания. Свойства внимания.
Память. Общая характеристика процессов памяти.
Практическая работа. («Внимание. Устойчивость внимания.»)
Воображение. Приемы развития воображения.
Мышление.
Практическая работа. («Способности. Творческий потенциал.»)
Эмоционально-волевые процессы
Общее представление о воле. Развитие и восприятие воли.

9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1

Воля и принятие решений в неопределенной ситуации.
Эмоции и чувства. Функции эмоций.
Чувство любви – основа брака и семьи.
Практическая работа. («Проективные методики при оценки эмоциональных
состояний»).
Психические свойства личности
Личность. Общее понятие о личности.
Мотивация. Понятия мотивации, потребности, мотива.
Способности. Понятие способностей. Общие и специальные способности.
Темперамент. Понятие темперамента. Характеристика типов темперамента.
Практическая работа. («Темперамент. Изучение своего типа темперамента.»)
Характер. Понятие характера. Типология характеров.
Черты характера и отношения личности. Формирование характера.
Обобщение по курсу «Основы психологии»

1
1
1
1

1

8
1
1
1
1
1
1
1
1
34

11 класс
№

Название раздела и тема урока

Количество
часов

1
2

Общая характеристика психологии как науки
Вводное занятие.
Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли психологии.

4
1
1

3
4

История развития психологии.
Отрасли психологии.

1
1

Познавательные процессы, способности
Внимание, структура, концентрация, свойства.
Память. Виды, механизмы запоминания.
Мышление. Мыслительные операции, активизация мышления.
Творческие способности. Креативность.
Мозг и психика. Межполушарная асимметрия.
Специализация полушарий.
Личность
Личность.
Индивидуальная теория личности (А.Адлер)
Гуманистическая теория личности (А. Маслоу)
Темперамент.
Характер.
Самопознание «Я - концепция».
Самоотношение.
Эмоции и чувства.
Экология любви.
Дружба
Саморегуляция
Стресс.

6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1

Саморегуляция.
Профилактика аддиктивного поведения
Позитивное мышление.
Возрастная психология
Психологические особенности развития ребенка.
От рождения до школы.
Критические периоды детства.
Подростковый возраст.
Характерные реакции подросткового возраста.
Юность.
Особенности выбора цели в жизни.
«Самопрограмирование» на успех.
Обобщающий урок.

1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».