РП по учебному предмету "Мир общественных отношений" для обучающихся 9 классов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

•

•

•
•

•

•
•

•

•
•

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству,
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества,
в благополучии и процветании своейстраны; формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
ипознанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий профессиональных предпочтений;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшейценности
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненныхситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи;
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (произ водитель, потребитель и др.);
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
Предметные результаты:

•
•
•
•

•
•
•

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций
явления социальной действительности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
ценностно-мотивационной

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни; трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими ви - дами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой соци - альной
информации;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Результаты обучения и освоения содержания
курса по обществознанию «Мир общественных отношений»:
Ожидаемые результаты освоения программы курса
«Мир общественных отношений» Основные виды
деятельности обучающихся:Знать и понимать
• - о роли права и в жизни человека и общества;
• - о структуре системы права;
• - о Семейном и Трудовом кодексах РФ;
• - о системе судопроизводства в РФ;
• - о системе мировой защиты прав человека.
• - получат представление об основных юридических профессиях.
Воспитанники получат опыт:
• - самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать
правовые документы;
• - применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов,
пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
• - называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также
классифицировать их по различным основаниям;
• - определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного
становления;
• - анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
• - выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать
выводы;
• - выделять противоречия, лежащие в юридической области;
Обучающиеся научатся:
• - объяснять роль права в жизни общества;
• - характеризовать систему российского законодательства;
•

Содержание программы
9 класс
Вводное занятие - 1 час
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями
выполнения различных видов заданий.
РАЗДЕЛ I. Общество и человек - 5 ч
Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество как
социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества.
Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества.
Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие
антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические
программы и защита окружающейсреды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество
охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение
животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и
возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их
особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры
общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и
постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и
последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного раз - вития обществ.
Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции:
постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущ - ность и признаки социальных
реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и
регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу ипродолжительности.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и
социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и
противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитииличности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные
(приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности.
Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние
социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и
различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте.
Последствия недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения. Общение как социально- психологический
процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое),
повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы
общения дома.
РАЗДЕЛ II Экономическая сфера - 5 ч
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы
экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвести - рования капитала.
Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные
агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление,
распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные
институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители
товаров.

Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие
институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические
формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар- деньги». Основной закон бизнеса. Начальная
цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о
величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль
маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная
экономика.
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая
эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка
и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм
получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты
экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные
работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность
малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских«челноков».
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством
общественных институтов. Представление о социальном государстве.
Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты
налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и
кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг.
Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его
социальные последствия.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды
вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и
безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка
рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
РАЗДЕЛ III Социальная сфера - 6 ч
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как
ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения
на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на
поведение человека. Статусные символы и знаки- отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о
социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация
общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества.
Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень
жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства.
Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и
«новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое,
культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание
масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная
бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание.
Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как
разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция.

Формирование нации и ее отличительные черты.
Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного
государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным
большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов.
Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История
этнических конфликтов, причи - ны их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы
конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и
противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и
детей. Способы решения конфликтов.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи.
Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи.
Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная
роль.
Раздел IV. Политическая сфера - 6 ч
Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве
политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства.
Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия
появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование
единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национальноосвободительные войны и
межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие.
Одно- и многонациональное государство.
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и
политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность
республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности
республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и
исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности
парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение.
Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки
гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Изби - рательное право и его
происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его
становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в политической
жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические
предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за
электорат. Роль референдума в политической жизни.
Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической
программе. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции
политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий вобществе.
Раздел V. Человек и его права - 6ч
Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права.
Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и
гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности

правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативноправовых актов.
Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль
депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт прези - дентства в России. Права
и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти.
Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органовРоссии.
Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус
человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание
политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая
трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и
расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о
правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три
признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения ви - ны. Соучастники
преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность.
Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер
воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины.
Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные
виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских
правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество.
Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой
кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником
и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского
труда.
Раздел VI. Духовная сфера - 4 ч
Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки
и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его
символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические
законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры.
Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства
распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их
отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная
субкультура и классовая принадлежность.
Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и
анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология.
Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обря - ды и типы жертвоприношений.
Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и
Божественное откровение. Понятие о церковном и библейскомканоне.
Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства.
Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура художественной
культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные
искусства».
Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы
и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и
домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебновоспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в

университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа
как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, ис - тория и формы высшего
образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий
Тестирование в форме ОГЭ - 1 ч
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства
коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей
различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
4. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

3. Тематическое планирование программы курсапо обществознанию 9
класс «Мир общественных отношений»
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
Вводное

Количество
часов

занятие

1
Раздел 1. Человек и общество (5 ч)
1
Общество. Признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества.
1
Типология общества. Социальный прогресс и
развитие общества
1
Личность и социальная среда. Потребности человека.
1
Социализация и воспитание. Социальнопсихологический процесс общения.
1
Тренировочное тестирование по теме «Человек и
общество»
Раздел 2. Экономическая с( >ера (6 ч)

7

Сущность и структура экономики.

1

8

Товар и деньги. Спрос и предложение

1

9
10

Рынок, цена и конкуренция

1
1

11
12

13
14

Предпринимательство. Роль государства в экономике

1
Бюджет государства и семьи. Труд, занятость, безработица
1
Тренировочное тестирование по теме «Экономическая сфера»
Раздел 3. Социальная сфера (6 ч)
1
Социальная структура. Социальная стратификация.
Богатые и бедные
Этнос: нации и народности.
1

15

Межнациональныеотношения.

1

16

Конфликты в обществе

1

17
18

http://www.mon.ru.gov.ru
http://www.fipi.ru

http://www.fipi.ru

http://www.fipi.ru

.http://www.fipi.ru
.http://www.fipi.ru

http://www.school.edu.ru

http://www.school.edu.ru

Семья
1
1
Тренировочное тестирование по теме «Социальная
сфера»
Раздел 4. Политическая сфера (6 ч)

19

Государство и власть

1

20

Национально-государственноеустройство

1

21

Формы правления. Политические режимы

1

22
23

Гражданское общество и правовое государство
Голосование, выборы, референдум. Политические
партии
Тренировочное тестирование по теме «Политическая
сфера»

1
1

24

Используемые ресурсы

1

http://www.school.edu.ru

http://www.school.edu.ru

Раздел 5. Человек и его права (6 ч)
25

Право. Закон и власть

1

26
27

Конституция
Право и имущественные отношения. Потребитель и
его права
Труд и право

1
1

28
29
30

1

Семья и право. Права ребенка
1
Правонарушения и виды юридической ответствен1
ности
Тренировочное тестирование по теме «Человек и его
права»
Раздел 6. Духовная сфера (4 ч)

31

Культурные нормы. Формы культуры

1

32

Религия, искусство, образование, наука

1

Итоговое тестирование в форме ГИА

2

33-34

Итого: 34 часа

http://www.school.edu.ru

http://www.school.edu.ru

http://www.mon.ru.gov.ru
http://www.mon.ru.gov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».