Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету "История Урала" разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием примерной основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта И.С. Огоновская, В.А.Шкерин. История Урала. Изучение истории на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: образование, развитие и воспитание школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. История как учебная дисциплина предметной области обществознание обеспечивает: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоиндефикации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми современном обществе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответст-вии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и нардами, в духе демократических ценностей современного общества; Место учебного предмета в учебном плане. Предмет «История Урала » входит в часть, формируемая участниками образовательных отношений учебного плана МАОУ СОШ № 171 и изучается на ступени основного общего образования в объеме: 6 класс- 17 часов, 0,5 часа в неделю. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: - развитие исторических знаний и представлений учащихся о родном крае, месте своего проживания, области и регионе; - понимание своеобразия, особенностей социально-культурного развития региона; - более глубокое понимание российской и мировой истории на основе изучения микроистории; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, и современности; - умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Содержание учебного предмета «История Урала». Введение. Географическое положение Уральского региона и его природные зоны. Полезные ископаемые как факторы, определяющие особенности исторического развития народов края. Древние жители Урала. Периодизация древнейшей истории человечества. Каменный век: палеолит, мезолит, неолит. Палеолит на Урале. Изменения природных условий края и их значение для расселения первобытных людей. Возникновение социальной организации: родовые общины и старейшины. Каменные богатства Урала и их значение в жизни древних людей. Яшмовые месторождения. Мезолит. Переселение на Урал больших групп людей. Хозяйственная деятельность. Изобретения мезолитических людей: луки, лыжи, сани, лодки. Свидетельства магических представлений мезолитических уральцев: деревянные идолы из Шигирского торфяника. Неолит на Урале. Происхождение финно-угорских народов. Зарождение животноводства и гончарства на Урале. Зарождение металлургии на Урале. Энеолит на Урале. Древнеямные племена как первые металлурги края. Начало разработки Каргалинских рудников. Становление товарообмена между степнякамискотоводами и жителями лесостепей и южной части лесов Урала. Бронзовый век. Синташтинские городища. Археологический комплекс Аркаим. Свидетельства металлургических производства и магических обрядов синташтинцев. Причины связей ремесла древних металлургов, кузнецов с магией. Лесные и кочевые народы Урала. Появление сведений об обитателях Урала в античных источниках. Ранний железный век на Урале. Иткульская археологическая культура: занятие металлургией, товарообмен с кочевниками, магические представления. Ананьинская культура. Кочевники Южного Урала (сарматы). Соперничество за Урал. Первые сведения об Урале на страницах «Повести временных лет». Формирование связей народов Урала с русскими. Происхождение понятий Пермь и Урал. Соперничество за Урал между Великим Новгородом и Ростово-Суздальским (позднее -Московским) княжествами. Миссионерская деятельность Стефана Пермского. Русские городки изначальные в Прикамье: Анфаловский городоки Усолье-Камское (Соликамск). Вхождение Прикамья в состав Русского государства. Христианизация населения Прикамья. Поход русских войск на Пермь Великую в 1472 г. Русская колонизация уральского края. Первый кремль на Урале. Освоение Урала и завоевание Сибири. Строгановы и их владения в Прикамье. Поход дружины Ермака и разгром Сибирского ханства: историческое значение. Бабиновская дорога. Как вогулы помогли царский указ исполнить. Новый путь из Европы в Азию. Артемий Бабинов «Новая Сибирская Верхотурская дорога». Село Караул и станции ямы. Значение Бабиновской дороги для русской колонизации восточного склона Уральских гор и Сибири. Урал в ХVII веке. Солеваренная промышленность Прикамья и ее значение в истории края. Частное, государственное и монастырское солеварение. Зарождение металлургической промышленности Урала. Поиски рудных месторождений и судьба первых металлургических заводов. Причины и особенности массовой русской колонизации Урала. Роль монастырей в заселении и освоении русскими переселенцами восточного склона Уральских гор. Культура Урала XV-XVII вв. Взаимодействие культур народов Урала. Пермская деревянная скульптура. Деревянное зодчество. Иконопись и лицевое шитье. Урал в ХVIII в. Горнозаводской край. Причины превращения Урала в главный горнозаводской край Российской империи. Основание первых крупных металлургических заводов. Династия заводчиков Демидовых. Особенности управления казенными, владельческими и посессионными заводами. Категории заводских работников: приписные крестьяне, мастеровые работные люди. Создание Екатеринбурга. Роль В.Н.Татищева и В.И.де Геннина. Строительство Екатеринбурга, как административного центра горнозаводского края. Оренбургская экспедиция. Организация экспедиции, ее цели и задачи. Основатели Оренбургской крепости: И. Кириллов, В.Татищев, И. Неплюев. Тематическое планирование по Истории Урала. 17ч. 6 класс. Тема Кол. Содержание часов 1 Введение 1 Географическое положение Урала. Полезные ископаемые и иные природные ресурсы края как факторы, определяющие особенности исторического развития края. 2-3 Древние жители Урала 2 Периодизация древнейшей истории человечества. Изменения природных условий края и их значение для расселения первобытных людей. Возникновение социальной организации: родовые общины и старейшины. 4 Зарождение металлургии 1 Древнеямные племена как первые металлурги края. Начало разработки Каргалинских рудников. на Урале Становление товарообмена между степняками-скотоводами и жителями лесостепей и южной части лесов Урала. Бронзовый век. Синташтинские городища. Археологический комплекс Аркаим. 5 Лесные и кочевые народы 1 Ранний железный век на Урале. Иткульская археологическая культура. Ананьинская культура. Урала Кочевники Южного Урала (сарматы). 6 Соперничество за Урал 1 Соперничество за Урал между Великим Новгородом и Ростово-Суздальским (позднее -Московским) княжествами. Миссионерская деятельность Стефана Пермского. 7 Вхождение Прикамья в 1 Христианизация населения Прикамья. Поход русских войск на Пермь Великую в 1472 г. Русская состав Русского колонизация уральского края. Первый кремль на Урале. государства 8 Освоение Урала и 1 Строгановы и их владения в Прикамье. Поход дружины Ермака и разгром Сибирского ханства: завоевание Сибири историческое значение. 9Бабиновская дорога 2 Новый путь из Европы в Азию. Артемий Бабинов «Новая Сибирская Верхотурская дорога». Село 10 Караул и станции ямы. Значение Бабиновской дороги. 11 Урал в ХVII веке 1 Солеваренная промышленность Прикамья. Частное, государственное и монастырское солеварение. Зарождение металлургической промышленности Урала. Судьба первых металлургических заводов. 12 Культура Урала XV-XVII 1 Взаимодействие культур народов Урала. Пермская деревянная скульптура. Деревянное зодчество. вв. Иконопись и лицевое шитье. 13- Урал в ХVIII в. 2 Причины превращения Урала в главный горнозаводской край Российской империи. Основание 14 Горнозаводской край первых крупных металлургических заводов. Династия заводчиков Демидовых. 15- Создание Екатеринбурга 2 Роль В.Н.Татищева и В.И.де Геннина. Строительство Екатеринбурга 16 17 Оренбургская экспедиция 1 Организация экспедиции, ее цели и задачи. Основатели Оренбургской крепости