РП по учебному предмету "История Урала" для обучающихся 6 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "История Урала" разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с использованием примерной основной образовательной программы
основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического комплекта И.С. Огоновская, В.А.Шкерин. История Урала.
Изучение истории на ступени среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей: образование, развитие и воспитание школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
История как учебная дисциплина предметной области обществознание обеспечивает:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоиндефикации в окружающем мире;
 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
 овладение умениями применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми современном
обществе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответст-вии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и нардами, в духе
демократических ценностей современного общества;
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История Урала »
входит в часть, формируемая участниками
образовательных отношений учебного плана МАОУ СОШ № 171 и изучается на ступени
основного общего образования в объеме: 6 класс- 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Результаты обучения и усвоение содержания курса истории.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической
и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,

конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- развитие исторических знаний и представлений учащихся о родном крае, месте
своего проживания, области и регионе;
- понимание своеобразия, особенностей социально-культурного развития региона;
- более глубокое понимание российской и мировой истории на основе изучения
микроистории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого,
и современности;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию.
Содержание учебного предмета «История Урала».
Введение.
Географическое положение Уральского региона и его природные зоны. Полезные
ископаемые как факторы, определяющие особенности исторического развития народов
края.
Древние жители Урала.
Периодизация древнейшей истории человечества. Каменный век: палеолит, мезолит,
неолит. Палеолит на Урале. Изменения природных условий края и их значение для
расселения первобытных людей. Возникновение социальной организации: родовые
общины и старейшины. Каменные богатства Урала и их значение в жизни древних
людей. Яшмовые месторождения.
Мезолит. Переселение на Урал больших групп людей. Хозяйственная деятельность.
Изобретения мезолитических людей: луки, лыжи, сани, лодки. Свидетельства магических
представлений мезолитических уральцев: деревянные идолы из Шигирского торфяника.
Неолит на Урале. Происхождение финно-угорских народов. Зарождение
животноводства и гончарства на Урале.
Зарождение металлургии на Урале.
Энеолит на Урале. Древнеямные племена как первые металлурги края. Начало
разработки Каргалинских рудников. Становление товарообмена между степнякамискотоводами и жителями лесостепей и южной части лесов Урала. Бронзовый век.
Синташтинские городища. Археологический комплекс Аркаим. Свидетельства
металлургических производства и магических обрядов синташтинцев. Причины связей
ремесла древних металлургов, кузнецов с магией.
Лесные и кочевые народы Урала.
Появление сведений об обитателях Урала в античных источниках. Ранний железный
век на Урале. Иткульская археологическая культура: занятие металлургией, товарообмен с
кочевниками, магические представления. Ананьинская культура. Кочевники Южного
Урала (сарматы).
Соперничество за Урал.
Первые сведения об Урале на страницах «Повести временных лет». Формирование
связей народов Урала с русскими. Происхождение понятий Пермь и Урал. Соперничество
за Урал между Великим Новгородом и Ростово-Суздальским (позднее -Московским)

княжествами. Миссионерская деятельность Стефана Пермского. Русские городки
изначальные в Прикамье: Анфаловский городоки Усолье-Камское (Соликамск).
Вхождение Прикамья в состав Русского государства.
Христианизация населения Прикамья. Поход русских войск на Пермь Великую в
1472 г. Русская колонизация уральского края. Первый кремль на Урале.
Освоение Урала и завоевание Сибири.
Строгановы и их владения в Прикамье. Поход дружины Ермака и разгром
Сибирского ханства: историческое значение.
Бабиновская дорога.
Как вогулы помогли царский указ исполнить. Новый путь из Европы в Азию.
Артемий Бабинов «Новая Сибирская Верхотурская дорога». Село Караул и станции ямы.
Значение Бабиновской дороги для русской колонизации восточного склона Уральских гор
и Сибири.
Урал в ХVII веке.
Солеваренная промышленность Прикамья и ее значение в истории края. Частное,
государственное и монастырское солеварение. Зарождение металлургической
промышленности Урала. Поиски рудных месторождений и судьба первых
металлургических заводов. Причины и особенности массовой русской колонизации
Урала. Роль монастырей в заселении и освоении русскими переселенцами восточного
склона Уральских гор.
Культура Урала XV-XVII вв.
Взаимодействие культур народов Урала. Пермская деревянная скульптура.
Деревянное зодчество. Иконопись и лицевое шитье.
Урал в ХVIII в. Горнозаводской край.
Причины превращения Урала в главный горнозаводской край Российской империи.
Основание первых крупных металлургических заводов. Династия заводчиков Демидовых.
Особенности управления казенными, владельческими и посессионными заводами.
Категории заводских работников: приписные крестьяне, мастеровые работные люди.
Создание Екатеринбурга.
Роль В.Н.Татищева и В.И.де Геннина. Строительство Екатеринбурга, как
административного центра горнозаводского края.
Оренбургская экспедиция.
Организация экспедиции, ее цели и задачи. Основатели Оренбургской крепости: И.
Кириллов, В.Татищев, И. Неплюев.

Тематическое планирование по Истории Урала. 17ч. 6 класс.
Тема
Кол. Содержание
часов
1
Введение
1
Географическое положение Урала. Полезные ископаемые и иные природные ресурсы края как
факторы, определяющие особенности исторического развития края.
2-3 Древние жители Урала
2
Периодизация древнейшей истории человечества. Изменения природных условий края и их значение
для расселения первобытных людей. Возникновение социальной организации: родовые общины и
старейшины.
4
Зарождение металлургии 1
Древнеямные племена как первые металлурги края. Начало разработки Каргалинских рудников.
на Урале
Становление товарообмена между степняками-скотоводами и жителями лесостепей и южной части
лесов Урала. Бронзовый век. Синташтинские городища. Археологический комплекс Аркаим.
5
Лесные и кочевые народы 1
Ранний железный век на Урале. Иткульская археологическая культура. Ананьинская культура.
Урала
Кочевники Южного Урала (сарматы).
6
Соперничество за Урал
1
Соперничество за Урал между Великим Новгородом и Ростово-Суздальским (позднее -Московским)
княжествами. Миссионерская деятельность Стефана Пермского.
7
Вхождение Прикамья в 1
Христианизация населения Прикамья. Поход русских войск на Пермь Великую в 1472 г. Русская
состав
Русского
колонизация уральского края. Первый кремль на Урале.
государства
8
Освоение
Урала
и 1
Строгановы и их владения в Прикамье. Поход дружины Ермака и разгром Сибирского ханства:
завоевание Сибири
историческое значение.
9Бабиновская дорога
2
Новый путь из Европы в Азию. Артемий Бабинов «Новая Сибирская Верхотурская дорога». Село
10
Караул и станции ямы. Значение Бабиновской дороги.
11
Урал в ХVII веке
1
Солеваренная промышленность Прикамья. Частное, государственное и монастырское солеварение.
Зарождение металлургической промышленности Урала. Судьба первых металлургических заводов.
12
Культура Урала XV-XVII 1
Взаимодействие культур народов Урала. Пермская деревянная скульптура. Деревянное зодчество.
вв.
Иконопись и лицевое шитье.
13- Урал
в
ХVIII
в. 2
Причины превращения Урала в главный горнозаводской край Российской империи. Основание
14
Горнозаводской край
первых крупных металлургических заводов. Династия заводчиков Демидовых.
15- Создание Екатеринбурга 2
Роль В.Н.Татищева и В.И.де Геннина. Строительство Екатеринбурга
16
17
Оренбургская экспедиция 1
Организация экспедиции, ее цели и задачи. Основатели Оренбургской крепости


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».