РП по учебному предмету "Введение в обществознание" для обучающихся 5 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ
В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений
и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество:
учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные
аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе
и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ПРЕДМЕТА

«ВВЕДЕНИЕ

В

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;


развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым принципам,
закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;

развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации – в подростковом возрасте, становление её духовнонравственной, политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина;

владение умениями функционально грамотного человека
(получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства);

создание условий для освоения обучающимися способов
успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала
в современном
динамично
развивающемся российском обществе;

формирование опыта применения полученных знаний и умений
для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек
Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что
человек наследует от своих родителей. Человек и другие люди.
Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли
люди бесчеловечными. Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся
творчеству.

Семья
Какие бывают семьи. Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как
распределить обязанности в семье.
Как правильно вести хозяйство. Дому нужен хозяин. Домохозяйство и
домоводство. Каким должен быть хозяин дома.
Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное
и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и
телевизор. Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.
Школа
Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в
прежние времена. Одноклассники, сверстники, друзья.
Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном
коллективе и пути их преодоления. Учимся дружно жить в классе.
Труд
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как
оценивается труд.
Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и
меценатство.
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в
искусстве. Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
Родина
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг.
Гимн. Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином.
Права граждан России. Обязанности граждан РФ.
Мы - многонациональный народ.
Народы России одна семья.
Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся
быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой
национальности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.

Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и
человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ
российского права. Представленный в программе вариант распределения
модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими
в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного
социального поведения по основным направлениям воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; умение принимать себя
и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
• уметь
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности
с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении
различными
видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1)
использование элементов причинно-следственного анализа;
2)
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5)
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6)
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7)
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)
определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий об основных социальных
объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;


знание основных нравственных и правовых понятий, норм и
правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность
гуманистическим
и
демократическим
ценностям,
патриотизм
и
гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном
обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для
общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности
в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание
языка
массовой
социально-политической
коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;

знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления
конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек
1.1

Загадка человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

1.2

Отрочество –
особая пора жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

1.3

Практикум

1

Раздел 2. Семья
2.1

Семья и семейные
отношения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

2.2

Семейное
хозяйство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

2.3

Свободное время

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

2.3

Практикум

2

Раздел 3. Школа
3.1

Образование в
жизни человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

3.2

Образование и
самоообразование

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

3.3

Одноклассники,
сверстники, друзья

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

3.4

Практикум

1

Раздел 4. Труд
4.1

Труд – основа
жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

4.2

Труд и творчество

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

4.3

Практикум

2

Раздел 5. Родина
5.1

Наша Родина –
Россия

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

5.2

Государственные
символы России

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

5.3

Гражданин России

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

5.4

Мы –
многонациональны
й народ

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

5.6

Практикум

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
26

0

8

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в
школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. :
Дрофа, 2008.
2. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю.
Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. :
АйрисПресс, 2010.
3. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб,
пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С.
Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
4. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. :
Проспект, 2010. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и
политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов
[и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
5. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы;
тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф
Айрис-Пресс, 2010.
6. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для
учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод,
В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
7. Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.:
Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
8. Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы :
учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т.
Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ
ВЛАДОС, 1999.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
2. цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы http://www.school-collection.edu.ru/
3. Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый
урок»
http://festival.1september.ru/
4. компьютерные презентации по темам курса «Обществознание»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».