ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В образовательной деятельности шахматы обладают богатейшим образовательным, воспитательным, спортивным, культурным, духовным и коммуникативным потенциалом. Шахматное образование включает развитие интеллектуальных и мыслительных способностей обучающихся и связано с совершенствованием умственных возможностей детей, их умения самостоятельно думать, решать и делать выводы. Шахматное образование в общеобразовательной организации решает задачи обучения, воспитания и оздоровления обучающихся с учетом их возрастных особенностей и возможностей, а также способствует повышению уровня общей образованности, знакомству с теорией и практикой шахматной игры, развитию интеллектуального потенциала, формирует навыки волевой регуляции характера. Учебный предмет учитывает федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. No 286 (далее- ФГОС НОО). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» Тенденция обучения шахматам, в первую очередь обучающихся младшего школьного возраста, все больше и больше распространяется в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Применительно к задачам начального общего образования обучение игре в шахматы необходимо рассматривать как эффективный педагогический процесс, способствующий решению важнейших задач современной общеобразовательной организации – развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию у них инициативы и самостоятельности, формированию умения принимать оптимальные решения в различных жизненных ситуациях. Шахматы развивают логику, требуют концентрации внимания, быстроты принятия решений – именно это есть в подвижных играх, в которых необходима внимательность, быстрота реакции, логика в действиях. И эта особенность может быть использована для ознакомления детей с основами шахматной игры. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы...» (В. А. Сухомлинский). В процессе урока учитель, следуя плану урока, может организовывать сюжетные и импровизационно-творческие подвижные игры на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов - во время этих игр обучающиеся будут знакомиться с правилами шахмат или простейшими приёмами шахматной игры. Правильная организация урока физической культуры с включением шахматных понятий в эстафеты и подвижные игры делает урок увлекательным и запоминающимся. Содержание учебного предмета состоит из следующих компонентов: знания о шахматном спорте; способы обучения шахматам; шахматное совершенствование. Учебный материал разработан в соответствии с принципом доступности и разделен на логически завершенные части, домашние задания закрепляются практическими отработками на уроках в игровой форме. Особое внимание уделяется повторяемости как отдельных тем, так и самих уроков. В построении учебных материалов предмета соблюдены главные педагогические правила: от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному. В основу разработки предмета положен системно-деятельностный подход, способствующий формированию у обучающихся представления о необходимости сочетания физической и умственной культуры. В содержании учебной программы использовался метод интеграции изучаемых в образовательной организации предметов для успешного достижения планируемых результатов — предметных, метапредметных и личностных. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» Целью учебного предмета «Шахматы для начинающих» является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, ведение здорового образа жизни и интеллектуальное развитие. В целом, шахматы способствуют как интеллектуальному, так и физическому развитию обучающихся, приучают обучающихся к регулярной умственной деятельности и систематическим занятиям физической культурой. Обучение игре в шахматы обеспечивает большой воспитательный эффект. Соперничество в игровом поединке приучает детей уважать друг друга, бесконфликтно решать споры, осознавать свою ответственность за поступок – ведь по правилам шахмат нельзя брать сделанный ход назад, и эта особенность шахматной игры часто переходит в жизненную привычку. Учебный предмет обеспечивает: массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру и приобщение их к шахматной культуре; всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной и познавательной активности; укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических и умственных качеств, повышение функциональных возможностей их организма; приобретению знаний из истории развития шахмат, основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, вкладе советских и российских спортсменов-шахматистов в мировой спорт; формирование общих представлений о шахматном спорте, истории шахмат, усвоение правил поведения во время шахматных турниров, включая правила безопасности; формирование потребности повышать свой культурный уровень, в том числе через занятия шахматами для самореализации и самоопределения; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества; формирование у обучающихся устойчивой мотивации к интеллектуальным видам спорта; развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению шахмат, удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом через изучение шахматной игры; популяризация шахмат в общеобразовательных организациях, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области шахматного спорта. Учебный предмет позволяет формировать универсальные компетенции обучающихся, включающий умение: организовывать собственную деятельность; взаимодействовать со сверстниками; обрабатывать и доносить новую информацию; работать над ошибками, концентрироваться при выполнении заданий. Кроме того, учебный предмет формирует специальные компетенции обучающихся для получения первоначальных знаний о шахматах как о виде спорта, формирования умений и навыков для ведения борьбы в шахматной партии, овладения приёмами матования одинокого короля и базовыми тактическими приёмами, умения применять шахматную позицию, усиления собственных возможностей по развитию памяти и логики, повышения физической и умственной работоспособности. Учебная курс удачно сочетается практически со всеми базовыми видами спорта, предполагая доступность освоения учебного материала всем возрастным категориям обучающихся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей. Место учебного предмета «Шахматы для начинающих» в учебном плане Учебная программа реализуется на уроках «Шахматы для начинающих» в 1-х классах общеобразовательной организации в рамках рабочей программы, являющейся частью, формируемой участниками образовательных отношений раздела основной образовательной программы образовательной организации. Планирование занятий шахматами предусматривает изучение правил шахмат, ознакомление с основными понятиями, игровую практику, физические упражнения, эстафеты и подвижные игры в объеме 33 часов в 1-х классах. Программа обучения шахматам, позволяет сформировать у обучающихся общее представление о шахматах, обучить правилам игры, показать обучающимся ориентиры для ведения шахматной партии и усвоить правила поведения во время шахматных соревнований, а также мотивировать на занятия шахматами в школьном спортивном клубе и системе дополнительного образования. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ ДЯ НАЧИНАЮЩИХ» Знания о шахматах Происхождение шахмат. Шахматы как военная игра. Легенда о радже и мудреце. Чатуранга. Появление шахмат в Европе и на Руси. Реформа шахмат. Правила техники безопасности на уроках физической культуры при проведении подвижных игр с шахматной тематикой. Правила безопасного поведения при участии в подвижных играх на напольной шахматной доске. Шахматная деятельность Цель игры в шахматы. Шахматная доска. Правильное расположение шахматной доски. Шахматные термины. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Центр. Фланги. Названия фигур. Пешка. Ладья. Конь. Слон. Ферзь. Король. Ценность фигур и пешек. Понятие хода. Правила ходов фигур и пешки. Рокировка. Нападение. Взятие. Шах. Способы защиты от шаха. Вечный шах. Мат. Пат. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования ФГОС учебный курс направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты освоения предмета «Шахматы для начинающих» в начальной школе должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе. Планируемые личностные результаты на уровне начального общего образования: проявление ценностного отношения к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения шахмат в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях российских шахматистов на международной спортивной арене; проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. способность принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, стремление к познанию и творчеству, эстетическим потребностям; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения образовательной программы отражают овладение универсальными учебными действиями, которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Планируемые метапредметные результаты на уровне начального общего образования: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и способов её осуществления; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, собственную деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную оценку на основе освоенных знаний; понимание причин успехa/неуспеха учебной деятельности, анализировать свои ошибки и умение планировать, контролировать и оценивать свои умственные и физические действия в соответствии с поставленной задачей; умение договариваться о распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности; умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение использовать средства информационнокоммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом); умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий по шахматам; способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических упражнениях, двигательных действиях. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса в учебном предмете «Шахматы для начинающих» отражают полученный опыт обучающихся в процессе умственной (шахматной) деятельности. В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного программой курса выделяют: — игровые упражнения; — приёмов ведения борьбы в шахматной партии. Планируемые предметные результаты по освоению обязательного содержания, установленного программой курса, включают: сформированность знаний из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; сформированность знаний шахматных правил и основных приёмов ведения борьбы в шахматной партии; сформированность навыков безопасного поведения во время занятий шахматами; сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития и основных физических качеств; способность характеризовать, составлять и выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений; сформированность основ организации самостоятельных занятий шахматами со сверстниками; организация и проведение отдыха и досуга со сверстниками с использованием шахматной игры; умение демонстрировать во время учебной и игровой деятельности волевые, социальные качества личности, организованность, ответственность; проявление уважительного отношения к одноклассникам, проявление культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях шахматами; владение терминологией шахматной игры, понимание функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; понимание важности изучения шахмат для повышения общего культурного уровня, улучшения памяти, развития логики, усиления внимательности; понимание целей, способов действий и смысла шахматной игры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отведенное на их изучение Программное содержание Раздел 1. Знания о шахматах (1 ч.) Характеристика деятельности обучающихся Первоначальные сведения о шахматной игре (1 ч.) Место для занятий шахматами, шахматный инвентарь, техника безопасности при занятиях шахматами (рассказывается в ходе урока) Исторические сведения о шахматной игре, о путях распространения шахмат в мире. Полезность шахматной игры Профилактика травматизма в шахматном спорте. Охрана здоровья шахматиста. Знать и рассказать о происхождении шахмат и о появлении шахмат на Руси. Рассказать о важности изучения шахмат Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма во время занятий шахматами Раздел 2. Способы шахматной деятельности (3 ч.) Комплексы общеразвивающих упражнений различной функциональной направленности для подготовки к занятиям шахматами (2 час) Правила игр и эстафет с шахматной тематикой. (1 час) Составление комплексов подвижных игр (сюжетных, ролевых) для изучения правил шахмат Выполнять различные общеразвивающие упражнения в ходе игр с шахматной тематикой Правила подвижных игр. Правила участия в шахматных соревнованиях Соблюдать правила игр с шахматной тематикой Раздел 3. Шахматное совершенствование (29 ч.) Расположение шахматной доски. Названия фигур: Пешка. Ладья. Конь. Слон. Ферзь. Король. Расстановка шахматных фигур (2 ч.) Фрагментация шахматной доски (5 ч.) Общеразвивающие упражнения в специальных играх Осваивать знакомство с шахматной доской и фигурами в игре «Шахматное царство» «Расставь фигуры» Общеразвивающие упражнения в специальных играх Осваивать расположение полей шахматной доски в играх «Бег по горизонтали», «Бег повертикали», «Бег по диагонали», «Королевская рать», «Ферзь и егокоманда», «Царь горы» Правила шахмат: ценность фигур. (2 ч.) Общеразвивающие упражнения в специальных играх Осваивать и выполнять правила шахмат в эстафетах «Самый вкусный ход» Правила шахмат: нападения, взятия, шах, мат, пат (5 ч.) Общеразвивающие упражнения в специальных играх Правила шахмат: ходы фигур (7 ч.) Общеразвивающие упражнения в специальных играх Правила шахмат: ход пешкой (4 ч.) Общеразвивающие упражнения в специальных играх Осваивать и выполнять правила шахмат в играх «Поймай меня», «Шах королю», «Шах и мат», «Я король» Осваивать и выполнять правила шахмат в играх «Ход ладьей», «Ход слоном», «Ход конем», «Ходферзем», «Ход королем», «Домик короля», «Хитрости рокировки» Осваивать и выполнять правила шахмат в играх «Моя пешка», «Взять в плен», «Превращениепешки» Правила шахмат: контрольный тест на знание правил (1 ч.) Правила шахмат: игровая практика в классе с шахматным инвентарем на 10-м, 20-м, 29 уроках (3 ч.) Общеразвивающие упражнения в специальных играх Выполнить тест на знание правил шахмат в эстафете «Проверь себя» Мини-игры в парах на шахматной доске с неполным комплектом фигур; игра с полным комплектом Осваивать и выполнять правила шахмат в минииграх: «Пешечныебои», «Ладья против пешек», «Проведи пешку», «Собери урожай» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. № п/п Дата Тема занятия Краткое содержание занятия I. Шахматная доска. 1. 2. 3. 4. 5 6 7 Введение. Знакомство с шахматами. 4 ч. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму. Шахматная доска. Расположение доски между партнерами. Линии на Горизонтальная линия. Количество полей в шахматной доске. горизонтали. Количество горизонталей на доске. Горизонтали и Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». Шахматная доска. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и Линии на вертикали. Количество полей в диагонали. Большая шахматной доске. белая и большая черная диагонали. Короткие Диагонали. диагонали. Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135). Дидактические задания и игры «Диагональ». Центр шахматной Центр. Форма центра. Количество полей в центре. доски. Расположение черных и белых полей в центре доски. II. Шахматные фигуры. 2 ч. Шахматные Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, фигуры. пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая». Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Шахматные Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность фигуры. шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», сила фигур. «Обе армии равны». III. Начальная расстановка фигур. 1 ч. Шахматные Расстановка фигур перед шахматной партией. фигуры. Начальная Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь позиция. между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч». Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Второй шаг в мир шахмат». IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч. Шахматные Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. фигуры. Ладья. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Шахматные Дидактические игры «Захват контрольного поля», фигуры. Ладья. «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями). Шахматные Место слона в начальном положении. Ход слона. фигуры. Слон. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Шахматные Дидактические игры «Захват контрольного поля», фигуры. Слон. «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Ладья против Термин «стоять под боем». слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». Шахматные Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. фигуры. Ферзь. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». Шахматные Дидактические игры «Захват контрольного поля», фигуры. Ферзь. «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Ферзь против Дидактические задания «Перехитри часовых», ладьи и слона. «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности». Шахматные Место коня в начальном положении. Ход коня. фигуры. Конь. 17 18 19 20 21 22 23 Взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Шахматные Дидактические игры «Захват контрольного поля», фигуры. Конь «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». Конь против Дидактические задания «Перехитри часовых», ферзя, ладьи, «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», слона. «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности». Шахматные Место пешек в начальном положении. Ладейные, фигуры. Пешка. коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Шахматные Дидактические игры «Игра на уничтожение» фигуры. Пешка. (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». Пешка против Дидактические задания «Перехитри часовых», ферзя, ладьи, коня, «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», слона «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности. Шахматные Место короля в начальном положении. Ход короля. фигуры. Король. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга» Король против Дидактические задания «Перехитри часовых», других фигур. «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности». V. Цель шахматной партии. 6 ч. 24 25 26 27 28 29 30 Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Шах. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха. Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». Мат. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Ничья. Пат. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 2 ч. Шахматная Игра всеми фигурами из начального положения (без партия. пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». 31 Шахматная партия. 32 Повторение материала. Повторение материала. 33 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. VII. Обобщение. 3 ч. Повторение основных вопросов курса Повторение основных вопросов курса. Список литературы Учебно –методическая литература Лях В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /В. И. Лях. - 9-е изд.-М.: Просвещение, 2021 Рабочая программа по физической культуре. 1 класс/ Сост. А. Ю. Патрикеев. - 2еизд. – М.: ВАКО, 2017 Патрикеев А. Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс. - 4-е изд. – М.: ВАКО.2020 Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2019