2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений, закончить до конца четверти за 7-10 дней. 2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр. 2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала. 2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями. 2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми. 2.10. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе. 2.11. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение). 2.12. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях). 2.13. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции. 3. Отчётность по текущему контролю 3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в журнал. 3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону. 3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в журнале по окончании каждой учебной четверти. 3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки. 3.5. В случае не усвоения учащимся программного материала по предмету информировать родителей (законных представителей) письменным уведомлением. 3.6. Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающихся отслеживает заместители директора по учебной деятельности. Приложение №1 Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов. Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся: - нарушения темпа речи; - нарушение произношения; - заикание; - органические и функциональные нарушения голоса. 1 КЛАСС. Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладением навыками чтения учащихся. Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы. В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-ом классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту. Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя. 2 КЛАСС. Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия. Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, понимает содержание прочитанного; - в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту; - во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту; - верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения; - умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - понимает основное содержание прочитанного; - в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту; - во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения; - правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; -знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» ставится ученику, если он: - осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя; - в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту; - во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями; - пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; - знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно. Оценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя; -в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту; -во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со скоростью 25 слов в минуту; -не воспроизводит текст по вопросам учителя; -при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. 3 КЛАСС. Оценка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного; -в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту; -во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту; -читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы; -самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь; -понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.; -твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: -правильно понимает основное содержание прочитанного; -в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные, трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту; -во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений; -знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки. Оценка «3» ставится ученику, если он: -смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя; -в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов в минуту; -во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 45 слов в минуту; -допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо. Оценка «2» ставится ученику, если он: -в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту; -во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов в минуту; -искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; -при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. 4 КЛАСС. Оценка «5» ставится ученику, если он: -правильно и полно понимает содержание прочитанного; -читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения; -в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не менее 80 слов в минуту; -полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; -знает и выразительно читает наизусть стихотворение. Оценка «4» ставится ученику, если он: -правильно понимает основное содержание прочитанного; -читает целыми словами, используя основные средства выразительности; -в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту; -во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки; -знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно. Оценка «3» ставится ученику, если он: -понимает содержание прочитанного с помощью учителя; -в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту; -во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту, допускает от 4-5 ошибок; -воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он: -не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план; -в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок; -во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок; -при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся с ЗПР в 1-4 классах Объем диктанта и текста для списывания: Четверти Классы I II III 2 15-20 20-25 25-30 3 40-45 45-50 50-55 4 60-65 65-70 70-75 Объем словарного диктанта: Классы 1 2 3 4 Количество слов 7-8 10-12 12-15 до 20 IV 30-35 55-60 75-80 Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов в каждом классе. Сочинения и изложения носят обучающий характер. Нормы оценки за контрольный диктант: Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно. Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно. Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок. Классификация ошибок: Однотипные ошибки: -первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку; -при 5 поправках оценка снижается на 1 балл. За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; -повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку; -при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. За ошибку в диктанте не считаются: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске); - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; - единичный случай замены одного слова без искажения смысла. Оценка за грамматическое задание: При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок: - оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении; - оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; - оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; -оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения: 1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза: • пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила); • недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); • наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); • искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); • слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене); • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»; • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы); • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю). 2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта: •смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка). 3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: • аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят); • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель». Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся с ЗПР в 5-9 классах Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах: Нормы оценок (количество ошибок) Вид диктанта «5» «4» «3» «2» 6орфографических + 4 пунктуационных 2орфографических + + 4 дисграфических 1 негрубая 2 пунктуационных ИЛИ орфографическая + 5орфографических 8орфографических + 3 дисграфических + + Контрольный 1 негрубая 5 пунктуационных 8 пунктуационных ИЛИ пунктуационная 1 орфографическая + + + + 4 дисграфических 6 дисграфических 1 дисграфическая 4 пунктуационных ИЛИ + 7орфографических 3 дисграфических + 7 пунктуационных + 5 дисграфических Словарный 0 1-2 3-6 от 7 Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной. При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все исправления считает за ошибку. Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные исправления; все однотипные ошибки считаются как одна. Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта: 1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа. 2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки: в исключениях из правил; в переносе слов; буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта); в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях; при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы); в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.); в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок; в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения. К негрубым пунктуационным относятся ошибки: в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности; при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов). При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. Повторяющиеся и однотипные ошибки: Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну. Оценка сочинений и изложений: Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся: коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания - орфографические и пунктуационные. Требования к объему сочинений и изложений: Примерный 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс объем текста Подробное изложение 100-130 130-170 170-220 220-300 300-350 (количество слов) Классное сочинение 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-3 3-4 (количество страниц) Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений: Фактические ошибки Логические ошибки нарушение последовательности в высказывании; - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; В изложении: неточности, искажения текста - неоправданное повторение высказанной в обозначении времени, места событий, ранее мысли; последовательности действий, причинно- - раздробление одной микротемы другой следственных связей. микротемой; В сочинении: искажение имевших место со- - несоразмерность частей; бытий, неточное воспроизведение - высказывания или отсутствие необходимых источников, имен собственных, мест частей; - перестановка частей текста (если событий, дат. она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки: К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно; пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе). Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместоотец, одного из малышей); смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов; речевые ошибки в построении текста. Речевые ошибки в построении текста: бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед); стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула); неудачный порядок слов. Грамматические ошибки: Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок: словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические; морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложити т. д.); синтаксические: а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны); нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца.И стали гонять его по вырубке); нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу.На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки); пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол). в) ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами); отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная). Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое. Нормы оценивания сочинений и изложений: Основные критерии оценки Оценка Содержание и речь Грамотность Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % Допускается: исходного текста. Содержание работы 1 негрубая орфографическая, «5» излагается последовательно. 1 пунктуационная, Текст отличается богатством лексики, 1 грамматическая, точностью употребления слов, разнообразием 1 логопедическая ошибка синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании 1.Содержание работы в основном Допускаются: соответствует теме, имеются незначительные 2 орфографических + отклонения от темы. 3 пунктуационных + 2. Содержание изложения в основном 3 грамматических + достоверно, но имеются единичные 3 логопедических ошибки. фактические неточности, при этом в работе ИЛИ сохранено не менее 70 % исходного текста. 1 орфографическая + «4» Имеются незначительные нарушения 3 пунктуационных + последовательности в изложении мыслей. 3 грамматических + Лексический и грамматический строй речи 3 логопедических ошибки. достаточно разнообразен. ИЛИ Стиль работы отличается единством и 0 орфографических + достаточной выразительностью. 4 пунктуационные + Допускается не более недочетов в содержании 3 грамматических + и не более 3-4 речевых недочетов. 3 логопедических ошибки Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Допускаются: Работа достоверна в основном своем 0 орфографических + содержании, но в ней допущены 3-4 5-7 пунктуационных фактические ошибки. (с учетом повторяющихся Объем изложения составляет менее 70 % и негрубых) + исходного текста. 4 логопедических «3» Допущено нарушение последовательности ошибки. изложения. ИЛИ Лексика бедна, употребляемые 6 орфографических + синтаксические конструкции однообразны. 7 пунктуационных + Встречается неправильное употребление 4 грамматических + слов.Стиль работы не отличается ошибки выразительностью. Работа не соответствует заявленной теме. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % Допускаются: 7 и более грубых исходного текста. орфографических ошибок Нарушена последовательность изложения независимо от количества мыслей во всех частях работы, отсутствует пунктуационных; связь между ними. 8 и более пунктуационных Текст сочинения (изложения) не соответствует ошибок (с учетом заявленному плану. «2» повторяющихся и негрубых) Лексика крайне бедна, авторские образные независимо от количества выражения и обороты речи почти орфографических. Общее отсутствуют. Работа написана короткими количество орфографических и однотипными предложениями со слабо пунктуационных ошибок более 8 выраженной связью между частями, часты при наличии более 7 случаи неправильного употребления слов. грамматических Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике для учащихся с ЗПР Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПРопределяется данными текущего учета и периодически проводимых контрольных письменных работ. Оценка контрольных работ и счетный опрос производятся в пятибалльной системе. Оценка за контрольную работу по математике является общей в тех случаях, когда в контрольное задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративнографические (геометрические) работы. Контрольные письменные работы по математике проводятся для всех учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушением интеллекта 1 по 4 класс. Кроме общего контрольного задания для класса в целом, необходимо подготавливать особые контрольные работы по математике отдельно для тех учащихся, с которыми учебные занятия ведутся по индивидуальному плану. Контрольные письменные работы после проверки их учителем подлежат разбору в классе и на индивидуальных занятиях с учащимися. Оценка за контрольную письменную работу не является решающей при определении четвертного или переводного балла даже в тех случаях, когда она расходится с оценками, которые имеет ученик по устному счету, устному решению задач практического характера (измерение) и за текущие контрольные письменные работы. Задания практического характера (графические, геометрические работы, изготовление моделей и пр.) рекомендуется давать отдельно от заданий по решению арифметических, геометрических задач и примеров, проводить их целесообразнее на другом уроке. Подчеркнем, что геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах, применяют измерительные и чертежные материалы, приобретают практические умения в решении задач профессионально-трудового обучения. Содержание контрольных письменных работ по математике для 2 — 9 классов 2 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 20; знание числового ряда и места каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава чисел второго десятка; умение считать равными группами в пределах 20; умения решать арифметические примеры на каждое из четырех действий; умения решать задачи в один вопрос; умения пользоваться ученической линейкой при выполнении простейших графических работ (черчение полос, столбиков, квадрата, прямоугольника, треугольника). В текст одной контрольной работы включается 2-3 задания. Например: а) одна простая арифметическая задача, 8-10 примеров и практическое задание - определить время по рисунку циферблата часов или начертить при помощи линейки одну - две геометрические фигуры; б) две простые задачи, 6-8 примеров и счет денег по образцам монет. 3 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 100; знание числового ряда и место каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава двухзначного числа; умение считать равными группами, решать арифметические задачи и примеры на каждое из действий (I полугодие); умение решать задачи в два действия, знание табличного умножения и деления; умение выполнять предусмотренные учебной программой простейшие графические или геометрические работы, например, начертить циферблат часов, сетку для домино или лото, геометрические фигуры, квадраты с клетками для изготовления метра и т.д. В текст контрольной работы включается не более 3 заданий, а именно: а) 6-8 арифметических примеров с двумя числовыми компонентами (II полугодие) и одна простая задача; б) одна арифметическая задача в два действия и задание, в котором выясняется знание нумерации числа: в) знание табличного умножения и деления (в примерах и задачах), практическая работа с линейкой. 4 класс. Выявляются: знание нумерации, десятичного состава трехзначных чисел; знание табличного умножения и деления; умение решать примеры и задачи с простыми и именованными числами (рубли и копейки, метры и сантиметры, граммы и килограммы, часы и минуты), а также навыки и умения выполнять простейшие графические работы (черчение квадрата и прямоугольника по данным предварительного самостоятельного измерения образцов, черчение стрелок на рисунках циферблатов часов, черчение сеток на картах для арифметических игр, изготовления метра и пр.). В текст каждой контрольной работы включаются не менее 3 и не более 4 заданий, например: а) одна сложная (в 2-3 вопроса) арифметическая задача и 4-6 примеров; б) две простейшие задачи и 6-8 примеров: Как в первом, так и во втором случае в число заданий включается практическое задание по черчению при помощи ученической линейки. 5—8—9 классы. В тексты контрольных работ (письменных) включаются задания с целью выявления знаний нумерации, арифметические задачи и примеры (решить и проверить) с простыми и именованными числами (не более двух наименований) и задания практического характера (графические работы с использованием геометрического материала). Объем материала для контрольной письменной работы примерно может быть следующим: 5 класс: а) задачи в 2-3 действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под диктовку учителя, черчение отрезков заданной длины; б) две задачи в 1-2 действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под диктовку, черчение углов или окружности. 6 класс: а) задачи в 3—4 действия, 2-4 примера, разложение 2-3 многозначных чисел на десятичные группы, черчение окружности с радиусом и диаметром; б) две задачи, не более 2 действий каждая, 2-4 примера, запись 2-3 многозначных чисел под диктовку учителя, черчение треугольников. 7 класс: а) задача (не более 4 действий), 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение плана класса или земельного участка по данным размерам длины и ширины (участки прямоугольной формы); б) две задачи, не более 2 вопросов каждая, 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение заданных прямоугольников. 8-9 классы: а) запись многозначных чисел и разложение их на десятичные группы по заданию учителя, решение задачи с составными именованными числами, 4-6 примеров, обращение десятичных дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные или обращение десятичных дробей в именованные числа; б) черчение развертки куба или прямоугольного параллелепипеда и изготовление модели. Числовые данные для задач учащихся можно брать из справочных таблиц (цены на продукты, предметы обихода, на билеты городского транспорта и т.д., нормы материала на пошивку вещей, которые изготавливаются в школьной учебной мастерской). В контрольные задания могут быть включены вопросы о соотношении единиц измерения, например: Сколько сантиметров в метре? Во сколько раз метр больше сантиметра? Сколько килограммов в центнере, в тонне? Во сколько раз центнер легче тонны? Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: - во II полугодии 1 класса 25-35мин; - во 2 - 4 классах - 40 мин; Учащиеся должны за указанное время не только выполнить работу, но и успеть проверить ее. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, а также вычислительные, измерительные или другие геометрические задания. Нормы оценки письменных работ по математике Оценка «5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана правильно записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и безошибочно записано решение задачи. Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов или ошибку при вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается. Оценка «4» - ставится, когда: 1) задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в наименованиях и в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки; 2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи наименований; 3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к действиям задачи по существу правильны, но не точны; 4) когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно. 5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например переставил цифры), но дал правильные решения. Оценка «3» - ставится за работу, в которой: 1) правильно решены задачи и не решены примеры; 2) не решены задачи, но решены примеры; 3) задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов к действиям; в решениях примеров допущены 1-3 ошибки. Оценка «2» - ставится за работу, в которой: 1) ошибочно решены задача и половина примеров; 2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наименований. За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на единицу. За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в контрольной работе по арифметике, оценка не снижается. Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение контрольной работы по арифметике оценка не снижается. Оценка устных ответов учащихся по математике Задачи преподавания математики сводятся к тому, чтобы учащиеся безболезненно могли включаться в трудовую деятельность, чтобы у них повышались целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, развивалось умение планировать свою работу и доводить ее до логичного завершения. Систематический и регулярный устный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных или практических работ по пятибалльной системе. Оценка «5» - ставится, если ученик: 1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы, правильно выполняет предметно-практические задания; 2) умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход решения; 3) умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать данные именованных чисел, производить вычисления; 4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки 5, но: 1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах; 2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных записях и в дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий; 3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их положения в пространстве, по отношению друг к другу; 4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему может быть поставлена оценка 5. Оценка «3» - ставится ученику, если он: 1) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично их применять; 2) может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала, умеет записывать решения задач, но с помощью учителя; 3) узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного обсуждения в классе может выполнять измерения и последовательно записывать их в тетради. Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя. Нормы оценки за работу, содержащую примеры: «5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления «4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубыеошибки «3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки «2» - выполнена ½ часть работы Нормы оценки за работу, содержащую задачи: «5» - без ошибок «4» - 1-2 негрубые ошибки «3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно) «2» - более ½ работы выполнено неверно Примечание: За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Занеряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»). Нормы оценки за устный счёт. «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок