Положение о текущем контроле и нормах оценивания обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ №171

2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений,
закончить до конца четверти за 7-10 дней.
2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и
фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения
практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента
оценивания и пр.
2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не
допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а
также в ходе освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же
предшествующими достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов
школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что
человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в
успехе.
2.11. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние
стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не
может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
2.12. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые
позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях
школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.13. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые
описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика
выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания
к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
3. Отчётность по текущему контролю
3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в журнал.
3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по
результатам текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае
необходимости сообщаются дополнительно по телефону.
3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в журнале
по окончании каждой учебной четверти.
3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки.
3.5. В случае не усвоения учащимся программного материала по предмету
информировать родителей (законных представителей) письменным уведомлением.
3.6. Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающихся
отслеживает заместители директора по учебной деятельности.

Приложение №1
Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов.
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных
наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений,
рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению,
пересказа и комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения
учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания
содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения
учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за
овладением навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления
элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки
в 1-ом классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов,
читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В
конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с
первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть
правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, понимает содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком,
темп чтения не менее 35 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по
слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки
препинания в конце предложения;
- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание
сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение
и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- понимает основное содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп
чтения не менее 30 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп
чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в
расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;

- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но
допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой
помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со
скоростью не менее 25 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения
не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с
помощью вопросов учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
-во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного
чтения со скоростью 25 слов в минуту;
-не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст
прочитанного.
3 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой
структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание
прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения,
используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3
ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные
ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
-в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения
40 слов в минуту;
-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения,
монотонно, темп чтения 45 слов в минуту;
-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть
стихотворение, но текст знает нетвердо.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;

-во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения
35 слов в минуту;
-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и
разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
-при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
-правильно и полно понимает содержание прочитанного;
-читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного
произведения;
-в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не менее 80 слов
в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший
план, выявляет основной смысл прочитанного;
-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
-знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет
самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
-в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами
слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
-во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в
минуту, допускает от 4-5 ошибок;
-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их
только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;
-в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает
целиком), допускает большое количество ошибок;
-во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку
для учащихся с ЗПР в 1-4 классах
Объем диктанта и текста для списывания:
Четверти
Классы
I
II
III
2 15-20
20-25 25-30
3 40-45
45-50 50-55
4 60-65
65-70 70-75
Объем словарного диктанта:

Классы
1
2
3
4

Количество слов
7-8
10-12
12-15
до 20

IV
30-35
55-60
75-80

Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов в каждом классе.
Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Нормы оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2
дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3
пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4
пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более
дисграфических ошибок.
Классификация ошибок:
 Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.
 За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано
в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за
ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
 За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию
слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматическое задание:
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими
нормами оценок:
- оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно
применять знания при выполнении;
- оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не
менее 3/4 заданий;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из
изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида
речевого нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),
«натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые»
(которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с
пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне»
(висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений –
«Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после
школы я тоже. Буду шофёром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан»
(тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь),
«лублу» (люблю).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у
«прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч»
(ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья».
«Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при
летели», «в зяля», «у читель».
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку
для учащихся с ЗПР в 5-9 классах
Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:
Нормы оценок (количество ошибок)
Вид
диктанта
«5»
«4»
«3»
«2»
6орфографических
+
4 пунктуационных
2орфографических
+
+
4 дисграфических
1 негрубая
2 пунктуационных
ИЛИ
орфографическая
+
5орфографических 8орфографических
+
3 дисграфических
+
+
Контрольный 1 негрубая
5 пунктуационных 8 пунктуационных
ИЛИ
пунктуационная 1 орфографическая
+
+
+
+
4 дисграфических 6 дисграфических
1 дисграфическая 4 пунктуационных
ИЛИ
+
7орфографических
3 дисграфических
+
7 пунктуационных
+
5 дисграфических
Словарный 0
1-2
3-6
от 7

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного
написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество
поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения
оценок.
Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает
грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все
исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные
ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные
исправления; все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на
снижение оценки.
К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в
переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не
проводилась специальная работа.
2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
 в исключениях из правил;
 в переносе слов;
 буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в
собственных именах (Мариетта);
 в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
 при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
 в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку,
на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);
 в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в
роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок;
 в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского
происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
 в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;
 при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного
правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове,
на стыке союзов).
 При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна
негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же
правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не
выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются,
исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических
(пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято

считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной
ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные,
сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и
некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция)
допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения
и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
 коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать
основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него
соответствующую композиционную и языковую форму;
 языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
 навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений:
Примерный
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
объем текста
Подробное
изложение
100-130
130-170
170-220
220-300
300-350
(количество
слов)
Классное
сочинение
0,5-1
1-1,5
1,5-2
2-3
3-4
(количество
страниц)
Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
 первая ставится за содержание и речевое оформление;
 вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных
и языковых норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Фактические ошибки
Логические ошибки
нарушение
последовательности
в
высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями;
В изложении: неточности, искажения текста - неоправданное повторение высказанной
в обозначении времени, места событий, ранее мысли;
последовательности действий, причинно- - раздробление одной микротемы другой
следственных связей.
микротемой;
В сочинении: искажение имевших место со- - несоразмерность частей;
бытий,
неточное
воспроизведение - высказывания или отсутствие необходимых
источников, имен собственных, мест частей; - перестановка частей текста (если
событий, дат.
она не обусловлена заданием к изложению);
- неоправданная подмена лица, от которого
ведется
повествование.
К
примеру,
повествование ведется сначала от первого, а
потом от третьего лица.

Речевые ошибки:
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении
текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
 употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми
ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать,
братик опрокинул подбородок на стол;
 неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась,
как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на
поводке;
 нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает
город; пули не свистели над ушами;
 употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
 пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
 стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например,
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
 неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов,
например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;
 неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций,
особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместоотец, одного из
малышей);
 смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
 речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
 бедность и однообразие синтаксических конструкций;
 нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда
Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
 стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление
местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,
двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);
 неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки:
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
 словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк,
нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя
воспринимать как орфографические;
 морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и
употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в
полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий
ребенок; ложити т. д.);
 синтаксические:
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:
 нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не
вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);
 нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца.И стали
гонять его по вырубке);
 нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему
делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн);
 ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например,
причалившая лодка к берегу.На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив
ноги, упершись руками в колени);
 местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего
(например, Кусты, они покрывали берег реки);
 пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в
волейбол).
в) ошибки в структуре сложного предложения:
 смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны
деревьев шумят под его порывами);
 отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только
что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки
(например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка
может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не
только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам
помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в
окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а
грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И,
наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений:
Основные критерии оценки
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
Содержание работы полностью соответствует
теме.
Фактические
ошибки
отсутствуют,
в
изложении сохранено не менее 70 % Допускается:
исходного
текста.
Содержание работы 1 негрубая орфографическая,
«5»
излагается последовательно.
1 пунктуационная,
Текст
отличается
богатством
лексики, 1 грамматическая,
точностью употребления слов, разнообразием 1 логопедическая ошибка
синтаксических конструкций. Достигнуты
стилевое единство и выразительность текста.
Допускается 1 недочет в содержании

1.Содержание
работы
в
основном Допускаются:
соответствует теме, имеются незначительные 2 орфографических +
отклонения от темы.
3 пунктуационных +
2. Содержание изложения в основном 3 грамматических +
достоверно,
но
имеются
единичные 3 логопедических ошибки.
фактические неточности, при этом в работе
ИЛИ
сохранено не менее 70 % исходного текста. 1 орфографическая +
«4»
Имеются
незначительные
нарушения 3 пунктуационных +
последовательности в изложении мыслей.
3 грамматических +
Лексический и грамматический строй речи 3 логопедических ошибки.
достаточно разнообразен.
ИЛИ
Стиль работы отличается единством и 0 орфографических +
достаточной выразительностью.
4 пунктуационные +
Допускается не более недочетов в содержании 3 грамматических +
и не более 3-4 речевых недочетов.
3 логопедических ошибки
Имеются существенные отклонения
от заявленной темы.
Допускаются:
Работа достоверна в основном своем 0 орфографических +
содержании, но в ней допущены 3-4 5-7 пунктуационных
фактические ошибки.
(с учетом повторяющихся
Объем изложения составляет менее 70 % и негрубых) +
исходного текста.
4 логопедических
«3»
Допущено нарушение последовательности ошибки.
изложения.
ИЛИ
Лексика
бедна,
употребляемые 6 орфографических +
синтаксические конструкции однообразны. 7 пунктуационных +
Встречается
неправильное
употребление 4 грамматических +
слов.Стиль
работы
не
отличается ошибки
выразительностью.
Работа не соответствует заявленной теме.
Допущено много фактических неточностей;
объем изложения составляет менее 50 %
Допускаются: 7 и более грубых
исходного текста.
орфографических
ошибок
Нарушена последовательность изложения
независимо
от
количества
мыслей во всех частях работы, отсутствует
пунктуационных;
связь между ними.
8 и более пунктуационных
Текст сочинения (изложения) не соответствует
ошибок
(с
учетом
заявленному плану.
«2»
повторяющихся и негрубых)
Лексика крайне бедна, авторские образные
независимо
от
количества
выражения
и
обороты
речи
почти
орфографических.
Общее
отсутствуют. Работа написана короткими
количество орфографических и
однотипными предложениями со слабо
пунктуационных ошибок более 8
выраженной связью между частями, часты
при
наличии
более
7
случаи неправильного употребления слов.
грамматических
Нарушено
стилевое
единство
текста.
Допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует
исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две
единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике
для учащихся с ЗПР
Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным
основным общеобразовательным программам для детей с ЗПРопределяется данными
текущего учета и периодически проводимых контрольных письменных работ. Оценка
контрольных работ и счетный опрос производятся в пятибалльной системе.
Оценка за контрольную работу по математике является общей в тех случаях, когда
в контрольное задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративнографические (геометрические) работы.
Контрольные письменные работы по математике проводятся для всех учащихся,
обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей
с нарушением интеллекта 1 по 4 класс.
Кроме общего контрольного задания для класса в целом, необходимо
подготавливать особые контрольные работы по математике отдельно для тех учащихся, с
которыми учебные занятия ведутся по индивидуальному плану.
Контрольные письменные работы после проверки их учителем подлежат разбору в
классе и на индивидуальных занятиях с учащимися.
Оценка за контрольную письменную работу не является решающей при
определении четвертного или переводного балла даже в тех случаях, когда она расходится
с оценками, которые имеет ученик по устному счету, устному решению задач
практического характера (измерение) и за текущие контрольные письменные работы.
Задания практического характера (графические, геометрические работы,
изготовление моделей и пр.) рекомендуется давать отдельно от заданий по решению
арифметических, геометрических задач и примеров, проводить их целесообразнее на
другом уроке. Подчеркнем, что геометрический материал занимает важное место в
обучении математике. Учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на
моделях, рисунках, чертежах, применяют измерительные и чертежные материалы,
приобретают практические умения в решении задач профессионально-трудового
обучения.
Содержание контрольных письменных работ по математике для 2 — 9 классов
2 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 20; знание
числового ряда и места каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава чисел
второго десятка; умение считать равными группами в пределах 20; умения решать
арифметические примеры на каждое из четырех действий; умения решать задачи в один
вопрос; умения пользоваться ученической линейкой при выполнении простейших
графических работ (черчение полос, столбиков, квадрата, прямоугольника, треугольника).
В текст одной контрольной работы включается 2-3 задания. Например: а) одна
простая арифметическая задача, 8-10 примеров и практическое задание - определить

время по рисунку циферблата часов или начертить при помощи линейки одну - две
геометрические фигуры; б) две простые задачи, 6-8 примеров и счет денег по образцам
монет.
3 класс. Проверяются: знание письменной нумерации в пределах 100; знание
числового ряда и место каждого числа в этом ряду; знание десятичного состава
двухзначного числа; умение считать равными группами, решать арифметические задачи и
примеры на каждое из действий (I полугодие); умение решать задачи в два действия,
знание табличного умножения и деления; умение выполнять предусмотренные учебной
программой простейшие графические или геометрические работы, например, начертить
циферблат часов, сетку для домино или лото, геометрические фигуры, квадраты с
клетками для изготовления метра и т.д.
В текст контрольной работы включается не более 3 заданий, а именно: а) 6-8
арифметических примеров с двумя числовыми компонентами (II полугодие) и одна
простая задача; б) одна арифметическая задача в два действия и задание, в котором
выясняется знание нумерации числа: в) знание табличного умножения и деления (в
примерах и задачах), практическая работа с линейкой.
4 класс. Выявляются: знание нумерации, десятичного состава трехзначных чисел;
знание табличного умножения и деления; умение решать примеры и задачи с простыми и
именованными числами (рубли и копейки, метры и сантиметры, граммы и килограммы,
часы и минуты), а также навыки и умения выполнять простейшие графические работы
(черчение квадрата и прямоугольника по данным предварительного самостоятельного
измерения образцов, черчение стрелок на рисунках циферблатов часов, черчение сеток на
картах для арифметических игр, изготовления метра и пр.).
В текст каждой контрольной работы включаются не менее 3 и не более 4 заданий,
например: а) одна сложная (в 2-3 вопроса) арифметическая задача и 4-6 примеров; б) две
простейшие задачи и 6-8 примеров: Как в первом, так и во втором случае в число заданий
включается практическое задание по черчению при помощи ученической линейки.
5—8—9 классы. В тексты контрольных работ (письменных) включаются задания с
целью выявления знаний нумерации, арифметические задачи и примеры (решить и
проверить) с простыми и именованными числами (не более двух наименований) и задания
практического характера (графические работы с использованием геометрического
материала).
Объем материала для контрольной письменной работы примерно может быть
следующим:
5 класс: а) задачи в 2-3 действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных
чисел под диктовку учителя, черчение отрезков заданной длины; б) две задачи в 1-2
действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под диктовку, черчение
углов или окружности.
6 класс: а) задачи в 3—4 действия, 2-4 примера, разложение 2-3 многозначных
чисел на десятичные группы, черчение окружности с радиусом и диаметром; б) две
задачи, не более 2 действий каждая, 2-4 примера, запись 2-3 многозначных чисел под
диктовку учителя, черчение треугольников.
7 класс: а) задача (не более 4 действий), 6-8 примеров, черчение разрядной сетки,
черчение плана класса или земельного участка по данным размерам длины и ширины
(участки прямоугольной формы); б) две задачи, не более 2 вопросов каждая, 6-8 примеров,
черчение разрядной сетки, черчение заданных прямоугольников.

8-9 классы: а) запись многозначных чисел и разложение их на десятичные группы
по заданию учителя, решение задачи с составными именованными числами, 4-6 примеров,
обращение десятичных дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные или
обращение десятичных дробей в именованные числа; б) черчение развертки куба или
прямоугольного параллелепипеда и изготовление модели.
Числовые данные для задач учащихся можно брать из справочных таблиц (цены на
продукты, предметы обихода, на билеты городского транспорта и т.д., нормы материала
на пошивку вещей, которые изготавливаются в школьной учебной мастерской).
В контрольные задания могут быть включены вопросы о соотношении единиц
измерения, например: Сколько сантиметров в метре? Во сколько раз метр больше
сантиметра? Сколько килограммов в центнере, в тонне? Во сколько раз центнер легче
тонны?
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся
требовалось:
- во II полугодии 1 класса 25-35мин;
- во 2 - 4 классах - 40 мин;
Учащиеся должны за указанное время не только выполнить работу, но и успеть
проверить ее.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые
задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи,
примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант,
сравнение чисел, а также вычислительные, измерительные или другие геометрические
задания.
Нормы оценки письменных работ по математике
Оценка «5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи
плана правильно записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и безошибочно записано решение задачи.
Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов
или ошибку при вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается.
Оценка «4» - ставится, когда:
1) задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в
наименованиях и в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки;
2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи
наименований;
3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к
действиям задачи по существу правильны, но не точны;
4) когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к
действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно.
5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера
(например переставил цифры), но дал правильные решения.
Оценка «3» - ставится за работу, в которой:
1) правильно решены задачи и не решены примеры;
2) не решены задачи, но решены примеры;

3) задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов
к действиям; в решениях примеров допущены 1-3 ошибки.
Оценка «2» - ставится за работу, в которой:
1) ошибочно решены задача и половина примеров;
2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи
даны ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наименований.
 За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на
единицу.
 За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в
контрольной работе по арифметике, оценка не снижается.
 Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение
контрольной работы по арифметике оценка не снижается.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Задачи преподавания математики сводятся к тому, чтобы учащиеся безболезненно
могли включаться в трудовую деятельность, чтобы у них повышались
целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, развивалось умение планировать
свою работу и доводить ее до логичного завершения.
Систематический и регулярный устный опрос учащихся являются обязательным
видом работы на уроках математики.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных
или практических работ по пятибалльной системе.
Оценка «5» - ставится, если ученик:
1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы,
правильно выполняет предметно-практические задания;
2) умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход
решения;
3) умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать
данные именованных чисел, производить вычисления;
4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению
с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки 5, но:
1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах;
2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных
записях и в дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий;
3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их положения в пространстве, по отношению друг к другу;
4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему
может быть поставлена оценка 5.
Оценка «3» - ставится ученику, если он:

1) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные
ответы на поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично
их применять;
2) может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала,
умеет записывать решения задач, но с помощью учителя;
3) узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в
пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью
вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного
обсуждения в классе может выполнять измерения и последовательно записывать их в
тетради.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя.
Нормы оценки за работу, содержащую примеры:
«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2
негрубыеошибки
«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые
ошибки
«2» - выполнена ½ часть работы
Нормы оценки за работу, содержащую задачи:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно)
«2» - более ½ работы выполнено неверно
Примечание:
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не
снижается. Занеряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже
«3»).
Нормы оценки за устный счёт.
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».